Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт - Петербурга ПРИНЯТО: Общим собранием работников ГБДОУ детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол заседания № 2 от 17.01.2020 СОГЛАСОВАНО: С учетом мнения Советом родителей ГБДОУ детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол № 3 от 20.01.2020 УТВЕРЖДАЮ Приказ № 9 от 20.01.2020 Положение о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних ГБДОУ детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 2020 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Совета профилактики (далее – Совет) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт –Петербурга (далее - ДОУ). 1.2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с: Конституцией Российской Федерации; Семейным кодексом Российской Федерации; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 1.3. Совет является общественным и постоянно действующим органом, обеспечивающим организационные меры по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних посредством активизации комплексной коррекционной деятельности, является основным структурным подразделением методической службы ДОУ. 1.4. Положение принимается общим собрание работников Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт – Петербурга и утверждается приказом заведующего учреждения. 1.5. В настоящем Положении используются следующие основные понятия: - ранняя стадия неблагополучия – проблемная семья (семьи с низкой родительской компетентностью, где один из родителей злоупотребляет спиртными напитками и т.д.); - средняя стадия неблагополучия – семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации; семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС) - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающая жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты в семье, одиночество), которую семья не может преодолеть самостоятельно; - семья, находящаяся в социально-опасном положении – семья, в которой родители или законные представители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих несовершеннолетних детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; - выявление и учет семейного неблагополучия - комплекс профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия; - индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; - индивидуальная программа реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении - правовой акт, устанавливающий план мероприятий, выполнение которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо для проведения индивидуальной профилактической работы; - социальный паспорт - накопительный документ, включающий в себя первоначальную информацию о несовершеннолетнем и семье, находящихся на ранней стадии неблагополучия, на средней стадии благополучия, в социально опасном положении, выявленных проблемах, а также сведения о происходящих в семье изменениях. 1.6. Совет создается на базе ДОУ приказом заведующего ДОУ. 1.7. Совет – коллегиальный, совещательный орган, объединяющий работу педагогов, специалистов и администрации для организации профилактической работы в ДОУ. 1.8. В состав Совета профилактики входят: Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатель, медицинский работник. 1.9. На заседания Совета профилактики могут приглашаться и другие специалисты, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, представители общественности. Численность состава Совета не менее 6 человек. Секретарь Совета назначается председателем. Общее руководство Советом возлагается на заведующего ДОУ, в его отсутствие заседания проводятся старшим воспитателем, выполняющего обязанности заместителя председателя Совета профилактики. 1.10. Решения и рекомендации Совета профилактики являются основополагающими в организации работы педагогического коллектива по вопросам профилактики и сопровождения неблагополучных семей, семей группы риска и защиты прав воспитанников ДОО и закрепляются приказом по образовательному учреждению. II. Цели и задачи Совета профилактики 2.1. Основной целью Совета профилактики является: – мобилизация усилий различных субъектов профилактики ДОУ в преодолении проблем правонарушений и безнадзорности; организация, координация, реализация психолого-педагогической поддержки детей и семей группы «социального риска», а также находящихся в социально-опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации; контроль профилактической работы, а также, предоставление своевременной информации в Управление опеки и попечительства Администрации Фрунзенского района, комиссию по делам несовершеннолетних, о выявленных фактах жестокого обращения с детьми, о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2.2. Деятельность Совета основывается на принципах: принцип законности; принцип демократизма и гуманного отношения к несовершеннолетним; принцип соблюдения конфиденциальности полученной информации; принцип ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; принцип добровольного согласия родителей (законных представителей) на оказание различных видов помощи. 2.3. Задачи Совета профилактики: выявление детей, находящихся в социально-опасном положении и группе риска; своевременное выявление жестокого обращения с детьми; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществление планирования, организации деятельности и контроля в пределах своих полномочий по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних; педагогическое и правовое просвещение родителей, испытывающих трудности в выполнении своих родительских обязанностей; оказание педагогической помощи семье и несовершеннолетним группы риска; обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. III. Основные направления деятельности Совета профилактики 3.1. К основным направлениям деятельности Совета профилактики относятся: превентивно-профилактическая–предупреждение возникновения явлений дезадаптивного, асоциального, девиантного характера, утверждение конкретных рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания и обучения; - просветительская – повышение психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов в вопросах межличностного взаимодействия и развития дошкольников; - диагностическая – в случае необходимости изучение и диагностирование взаимоотношений детей и родителей с целью выявления причин нарушений детскородительских отношений в семье; - коррекционная–активное и целенаправленное воздействие на процесс личностного развития ребенка, восстановление нарушений детско-родительских отношений в семье; - консультативная – оказание консультативной помощи родителям и педагогам по вопросам развития, воспитания, обучения детей; - информационно-аналитическая – проведение анализа эффективности профилактических мероприятий, прогнозирование ситуаций, выявление причин, затрудняющих работу, информирование о результатах педагогов и родителей; - методическая – разработка методических рекомендаций в помощь педагогам и родителям, изучение нормативных документов; - контролирующая – контроль за выполнением решений Совета, качеством выполнения профилактических мероприятий. IV. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа 4.1. Совет профилактики организует и проводит индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей (законных представителей), если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних. Подобная работа проводится и в случае их отрицательного влияния на поведение несовершеннолетних или жестокого с ними обращения. V. Порядок деятельности Совета профилактики 5.1. Совет профилактики рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на своих заседаниях, которые проходят не реже двух раз в год (за исключением экстренных случаев). 5.2. Деятельность Совета профилактики планируется на текущий учебный год. План работы обсуждается на заседании Совета профилактики и утверждается заведующим дошкольной образовательной организацией. В течение учебного года по мере необходимости в план вносятся коррективы. 5.3. Деятельность Совета профилактики оформляется в следующих документах: Приказ о создании Совета профилактики Положение о Совете профилактики Порядок постановки на учет в ДОУ (приложение №1) Годовой план работы Совета профилактики принимается на заседании Совета и утверждается заведующим Учреждения. Журнал протоколов заседаний Совета профилактики Оформление соответствующей документации осуществляет секретарь Совета профилактики ДОУ. 5.5. Совет профилактики подотчетен заведующему ДОУ. 5.7. Решение принимается путем открытого голосования. 5.8. Контроль исполнения решений возлагается на старшего воспитателя. VI. Обязанности и права Совета 6.1. Совет обязан: участвовать в организации и планировании профилактической работы в образовательном учреждении; своевременно информировать педагогический и родительский коллективы об изменениях в законодательстве в отношении несовершеннолетних; устанавливать и поддерживать взаимодействие со специалистами субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в целях оптимизации помощи несовершеннолетним и их семьям; вести учет несовершеннолетних из семей группы социального риска. 6.2. Совет имеет право: вызывать родителей (законных представителей несовершеннолетних), уклоняющихся от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию детей; 6.3. при отсутствии результатов профилактической работы передавать информацию о семье и несовершеннолетнем в комиссию по делам несовершеннолетних Фрунзенского района Санкт –Петербурга Совет профилактики осуществляет организационную деятельность: 1 этап – подготовительный (подготовка материалов на заседание Совета): сбор предварительной информации по рассматриваемому вопросу, (воспитателем представляется характеристика на ребенка или семью. Ответственность за организацию подготовительного этапа возлагается на старшего воспитателя. 2 этап проведение заседаний Совета профилактики в целях: уточнения выявленных факторов, проблем и причин девиантного поведения воспитанников или невыполнения родительских обязанностей; принятия решений о постановке на учет в ДОУ; рассмотрения и утверждения комплексных планов сопровождения и профилактики; решение организационных вопросов; рассмотрения результатов контроля и анализа эффективности профилактических мероприятий с учетом общепедагогических вопросов и принятие дальнейших решений; подведение промежуточных результатов профилактических мероприятий согласно комплексным планам сопровождения и профилактики, выявления причин, затрудняющих работу и внесения изменений в комплексные планы сопровождения и профилактики; подведения итогов работы специалистов, воспитателей по реализации комплексных планов сопровождения и профилактики на заседании Совета; принятия решений о снятии с учета, если работа проводилась эффективно в течение трех месяцев или о ходатайстве в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав во Фрунзенском районе Санкт – Петербурга по рассмотрению вопроса о постановке на учет. Ответственность за проведение заседаний возлагается на заместителя председателя Совета профилактики. VII. Права и обязанности членов Совета профилактики 7.1. Председатель Совета профилактики – заведующий ДОУ: проводит заседания; утверждает план работы Совета; контролирует выполнение решений Совета профилактики; утверждает комплексный план сопровождения и профилактики 7.2.Заместитель председателя – старший воспитатель: координирует деятельность участников профилактической работы и членов Совета профилактики в вопросах реализации профилактических мероприятий и подготовки к проведению заседаний; составляет повестку заседаний Совета профилактики; разрабатывает проекты планов работы Совета профилактики; изучает внутрисемейные отношения, статус семьи; включает мероприятия, направленные на психолого-педагогическое просвещение родителей в комплексный план профилактической работы с семьей, контролирует выполнение рекомендаций Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав родителями воспитанников; отчитывается по выполнению мероприятий в пределах своей компетенции, согласно комплексному плану сопровождения и профилактики на заседаниях Совета профилактики. 7.3.Воспитатель: ведет необходимую документацию (социальный паспорт группы, социальный паспорт семьи группы «риска»); организует работу с семьями, включает профилактические мероприятия общепедагогической направленности в комплексный план сопровождения и профилактики; отчитывается по выполнению комплексного плана сопровождения и профилактики на заседаниях Совета профилактики; готовит характеристики на воспитанника и семью, отчеты о проделанной профилактической работе с семьями группы «риска» на Совет профилактики и Комиссию по делам несовершеннолетних и их прав Фрунзенского района. 7.4. Организационное обеспечение заседаний Совета осуществляется секретарем. Секретарь Совета: составляет проект повестки для заседаний Совета; информирует членов Совета о месте, времени проведения и повестке дня Совета, обеспечивает их необходимыми справочно-информационными материалами; оформляет протоколы заседаний Совета, осуществляет анализ и информирует Совет о ходе выполнения принимаемых решений. VIII. Ответственность членов Совета профилактики 8.1. Члены Совета профилактики и участники профилактической работы несут ответственность за: своевременное, качественное и достоверное предоставление информации о детях находящихся в трудной жизненной ситуации в КДН; качественное проведение профилактических мероприятий; IХ. Документация Совета профилактики - Приказ о создании Совета профилактики и утверждении состава. - Журнал протоколов Совета профилактики (пронумерованный и прошитый). - План работы Совета профилактики. - Приказы об организации и итогах работы Совета профилактики. - Инструктивно-методические материалы. - Пакет документов на воспитанника и его семью, который включает: комплексные планы сопровождения и профилактики и отчеты по результатам проведенной работы; служебные записки от воспитателей о рассмотрении дел на Совете профилактики. Заседания и решения Совета протоколируются и хранятся в делопроизводстве. Приложение Порядок постановки на внутренний учет в ГБДОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует Порядок постановки на учет в ДОУ семей воспитанников образовательной организации, посещающих государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт – Петербурга (далее ГБДОУ № 8 ), находящихся в группе социально опасного положения и нуждающихся в индивидуальной профилактической работе. 1.2. Учет в ДОУ ведется с целью своевременного выявления семей воспитанников, указанных категорий, и оказания индивидуальной профилактической (коррекционной) помощи. 2. Категории семей воспитанников подлежащих учету в ДОУ Категории семей детей, посещающих ГБДОУ № 8 , подлежащих учету, и основания для постановки на учет в ДОУ. Категории семей Основания постановки на учет семей в ДОУ Неблагополучные семьи: Ходатайство воспитателя ДОУ, узкого специалиста один из родителей злоупотребляет ДОУ. алкоголем (приводят ребенка в нетрезвом состоянии); в семье частые ссоры, скандалы, конфликты; отсутствие работы у обоих родителей родители, нарушавшие условия договора с Выявляется методом наблюдения за процессом ДОУ; наличие в семье неудовлетворительных взаимодействия ребенка и родителя (законного представителя). санитарно-гигиенических условий; пропуски ДОУ без уважительной причины. Ходатайство воспитателя ДОУ, узкого специалиста Семьи, использующие неконструктивные ДОУ. методы воспитания вербальная агрессия Выявление методом наблюдения за процессом физическая агрессия взаимодействия ребенка и родителя. Нарушения в психическом, личностном развитии ребенка эмоционально- ходатайство воспитателя ДОУ 3. Порядок постановки неблагополучных семей на учет в ДОУ 3.1.Ежегодно в сентябре, а также в течение года (по необходимости) на заседании Совета профилактики принимается решение о постановке на учет в ДОУ воспитанников, при наличии оснований, указанных в п.2. 4. Порядок снятия с учета 4.1.При наличии положительных результатов коррекционной работы на заседании Совета профилактики принимается решение о снятии неблагополучной семьи с учета в ДОУ. 5. Критерии и основания снятия с учета в ДОУ. Критерии Успешное завершение коррекционной работы Основания Решение психолого - педагогического консилиума Смена образовательной Организации( отчисление) или окончание образовательной организации Приказ по ГБДОУ детский сад № 8 6.Документация при постановке семьи на учет в ДОУ. - регистрационная карточка семьи, состоящей на учете в ДОУ. - план индивидуально профилактической работы. - постановка в базу данных семей, состоящих на учете в ДОУ. Приложение 1 Социальный паспорт воспитанника Ф.И.О. ребенка Дата рождения ГБДОУ № 8 Группа Воспитатели: Свидетельство о рождении серия номер Страховой полис серия номер Национальность Гражданство Домашний адрес по прописке Фактический адрес проживания Телефон Ф.И.О. мамы (законного представителя) Дата рождения Образование Место работы полностью, должность Телефон рабочий Ф.И.О. отца (отчима) Дата рождения Образование Место работы полностью, должность Телефон рабочий Количество детей в семье Ф.И.О. Дата рождения Номер школы Класс Номер ДОУ Дата рождения Номер школы Класс Номер ДОУ Ф.И.О. Контактные телефоны родственников Приложение 2 Информация о семьях, находящихся на ранней стадии неблагополучия, на средней стадии неблагополучия и семьях, находящихся в социально-опасном положении ГБДОУ детский сад № 8 Кол-во семей, поставленных на профилактичес кий учет в ГБДОУ Кол-во Кол-во семей, Кол-во Кол-во семей, Кол-во воспитанни поставленных воспитаннико поставленных на воспитанников в ков в на учет в ЦВР в в данных учет в КДНиЗП данных семьях данных семьях семьях Дата Должность Печать Подпись Приложение 3 Личное профилактическое дело семьи Личное профилактическое дело должно содержать: а) социальный паспорт воспитанника, информацию о существующих проблемах (основания постановки семьи на профилактический учёт); б) индивидуальную программу реабилитации, утверждённую председателем Службы профилактики, с отметкой о выполнении или невыполнении (с указанием причин) мероприятий программы реабилитации (ежемесячно); в) другие документы, касающиеся семьи на усмотрение Службы профилактики (Например: выписки из протоколов заседаний Службы профилактики, справки Ф-4, ходатайства в различные учреждения, выписки из протоколов заседаний КДНиЗП и т.д.). УТВЕРЖДЕНО: председатель Службы профилактики ГБДОУ детский сад № 8 «___»__________20____г. _____________________ Приложение 4 Индивидуальная программа реабилитации семьи, состоящей на профилактическом учёте в ГБДОУ детский сад № 8 Группа______________________________ Ф.И.О. ребенка ______________________ Проблема____________________________ Ответственноелицо Профилактические мероприятия Воспитатель Медицинская сестра Старший воспитатель 1. 2… 1. 2… 1. 2… Отметка о выполнении, дата Приложение 5 Контрольный лист наблюдения за семьями, снятыми с учета в КДНиЗП ФИО воспитанника____________________________________________________ Группа______________________________________________________________ Дата заполнения контрольного листа_____________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 Критерии оценки Характеристики Посещаемость ГБДОУ Уход за ребенком, проявление заботы (внешний вид, наличие спортивной формы, запасной одежды, принадлежностей для занятий в бассейне, соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д.) Эмоциональное состояние ребенка Соблюдение режима ГБДОУ Своевременная оплата за содержание ребенка в ГБДОУ Выполнение рекомендаций воспитателей, специалистов ГБДОУ Проявление заинтересованности родителей в освоении ребенком образовательной программы ГБДОУ, участие в совместных мероприятиях Примечания____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ______________________________________________________ ФИО подпись Воспитатели группы ___________________ _____________________ __________________ _____________________ Члены Службы профилактики Заведующий ГБДОУ Старший воспитатель Старшая медсестра Воспитатель ____________________ ____________________ ____________________ ____________________ _____________________ __________________ __________________ ___________________ ЖУРНАЛ протоколов заседаний Совета профилактики ГБДОУ детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт -Петербурга План мероприятий с семьями, находящимися в социально-опасном положении по исполнению законодательства, направленного на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Формы работы по видам деятельности Организационно-управленческая деятельность: -ознакомление с правовой документацией закон РФ от 24.06.1999 г. № 1201-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях создания своевременной и действенной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. -Семейным кодексом РФ, ФЗ от 24.07.1998 №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». -приказы Управления дошкольного образования. -Внесение изменений и дополнений в локальные акты ДОУ. -Выявление неблагополучных семей в ДОУ, постановка на учет. Аналитическая деятельность: -Формирование банка данных о семьях, находящихся в социально-опасном положении и в семьях «группы риска». -Формирование банка данных о несовершеннолетних, длительно не посещающих ДОУ Контрольная деятельность: Сравнительный контроль: «Состояние работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ДОУ» Обзорный контроль: Наглядная информация в ДОУ (стенды, информация в родительских уголках и др.) Работа с родителями: Беседы для родителей: «Права и обязанности родителей»; «Роль семьи в воспитании ребенка»; «Домашнее воспитание. Плюсы и минусы» Индивидуальные консультации для родителей: «Взаимоотношения в семье»; «Можно и нельзя в семье»; «Ребенок учится тому, что видит у себя дома». Памятки для родителей: «Родительские заповеди»; «О родительском авторитете»; «Почему ребенок становится трудным». Срок В течении года Ответственные Заведующий, старший воспитатель 1 раз в год старший воспитатель Май Заведующий, старший воспитатель В течении года Воспитатели, специалисты Работа с детьми (коллективные формы): Развлечения, досуги с привлечением родителей (спортивные праздники, творческие мастерские, мастер -классы) с целью профилактики неблагополучия в семье В течении года Воспитатели, специалисты