Инновационная деятельность


Кластер "Культура и искусство"

15.01.2024

Тема проекта РППМ "Развитие игровых технологий в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста" срок реализации до 01.01.2025 года.


В рамках проекта используются следующие методы и формы работы:

  • чтение художественных произведений;

  • беседы с детьми по их содержанию, обсуждение характеров героев, заучивание небольших отрывков текстов;

  • упражнения по дикции, ритмике;

  • рисунки с детьми героев художественных произведений;

  • посещение кукольных спектаклей в ДОУ;

  • театрализованные игры-превращения;

  • упражнения на развитие мимики, театральные этюды;

  • беседы с родителями о необходимости читать с детьми дома художественные произведения и обсуждать их содержание.

Ожидаемые результаты:

  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей;

  • развитие речи детей, способности свободно держаться при выступлении;

  • появление интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализовано-игровой деятельностью;

  • повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ.

Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности с помощью игровых технологий

20.12.2023

 

Методические рекомендации к организации

театрализованной деятельности с помощью игровых технологий



Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

ü  Использование речевых упражнений.

ü  Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

ü  Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

ü  Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Театрализованные игры включают:

ü  Действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскими фигурами);

ü  Непосредственные действия детей по ролям;

ü  Литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений);

ü  Изобразительную деятельность - носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей;

ü  Музыкальную деятельность - выполнение знакомых песен от лица персонажей, авторских характерных песен к театрализованным играм, песен-импровизаций, песен и мелодий, созданных самими детьми.

Разновидностями театральных игр являются:

ü  Игры с элементами театрализации.

ü  Занятие-игра.

ü  Театрализованный рассказ.

ü  Викторина-развлечение.

ü  Спектакль-игра.



Методика проведения театральных игр и условия их осуществления

I. Игры с элементами театрализации. Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

·         Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей. Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки» - развивают выразительность речи, память, воображение.

·         Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Так, в этюде «Лисичка подслушивает» дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

·          В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения. Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

·         Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения. Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

·         Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение. В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д.

·         . Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители. В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

II. Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь» дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.                                                           

 

III. Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов, через иллюстративный материал дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

IV. Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.  

V. Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускаются афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Руководство театрально-игровой деятельностью требует от педагога умения строить работу в системе, подбирать содержательные материалы, ставить и решать педагогические задачи, цель которых - формировать творческие и театральные способности детей.

Педагог должен помогать детям организовывать деятельность - объединяться в небольшие творческие группы, вместе готовить, оформлять и проигрывать от начала до конца литературные произведения.

Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является прекрасным средством повышения эмоционального тонуса детей, развивать их общение, выразительную речь. Для этого хорошо подойдут игры-потешки, прибаутки, скороговорки, в которых дети учатся сопоставлять слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

Игры с использованием пальцев можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек. Рисуют или вырезают из старых книг и журналов, наклеивают на картон или марлю, а сзади пришивают резинку по размеру пальца. С помощью таких игрушек педагог может обыграть ряд стихотворений и потешек.

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предусматривать весь ход деятельности. Главное и необходимое условие - использовать хорошо знакомые детям произведения, то есть те, которые соответствуют их возрасту. Целесообразно выбирать небольшие произведения.

При подборе музыкального материала тоже нужно быть очень осторожными. Музыка должна быть яркой, легкой, понятной детям в зависимости от возрастных возможностей. Песенный материал должен соответствовать возможностям детей, их естественному диапазону.

Педагог предлагает поиграть в "сказку", причем дети должны сами выбирать одну из двух, трех.

Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, грамзапись. Это поможет детям составить более четкое представление о героях произведений, их характерных особенностях.Хочу такой сайт

После чтения педагог задает вопросы, которые помогут выявить последовательность действий, вспомнить характерные черты персонажей. Если произведение большое, его следует готовить по частям.

Используя при работе над театрализованными играми импровизацию, мы тем самым уходим от рутинной работы, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание играть в театр, делает это занятие безрадостным и неинтересным. Дети быстро устают, их внимание рассеивается. Они не могут в силу своего возраста долго сосредоточиваться на чем-то одном. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.

Нужно избегать назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, нужно стараться каждому помочь раскрыть свои способности. Перед тем, как выбрать роль, нужно дать ребенку возможность попробовать себя во всех других, таким образом ребенок сознательно определит ту, которая ему ближе.

Занимаясь с детьми театром, нужно ставить перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

   

 

«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

23.08.2023

«Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

 

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые…» (В. А. Сухомлинский).

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов. При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

·         развитие индивидуальности воспитанников;

·         развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

·         повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

·         стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);

·         повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления.

Актуальность инновационных технологиях в театрализованной деятельности дошкольников заключается в следующем:

·         приобщение детей дошкольного возраста к искусству;

·         знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности;

·         пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи.

Нельзя отрицать и тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:

·         красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении;

·         грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Многие педагоги, как и я, заинтересованы в театрализации как в необходимом компоненте речевой и музыкальной деятельности ребенка. Экспансивное влияние произведений искусства (в том числе и театрального) на подрастающую личность стимулирует правильное усвоение литературных норм современного языка, а иногда и окунает детей в интереснейший мир истории языкознания. Благодаря такому благоприятному воздействию театральная деятельность просто обязана быть призванной к широкому использованию в дошкольном образовании.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Как же сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.

Следовательно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей, приглашенных артистов кукольных театров.

Со второй младшей группы на театральных занятиях дети обучаются простейшим приемам управления куклами настольного театра. Здесь для детей предлагается придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги, найти выразительные интонации. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы еще не очень развита, внимание рассеяно. Как бы примитивны ни были истории, сочиненные малышами, я вместе с ними рада любому проявлению творчества, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка. Ведь разыгрывание сочиненных сказок духовно раскрепощает малыша, дает ему возможность поверить в свои силы.

На театральных занятиях необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап — это работа над этюдами, которые являются своеобразной школой, помогающей детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле. Только разбудив фантазию детей, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети второй младшей группы разыгрывают с настольными куклами, хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».

В средней группе в начале года работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приемы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа и по развитию творчества. Малыши самостоятельно придумывают диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок. Во второй половине года начинаю знакомить их с театральной ширмой. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых — научить ребенка сосредоточивать свое внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Здесь используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое. Эти этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Постепенно в действие вводятся шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма. Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

В старшей группе в начале года продолжается работа по кукловождению. Для этого используется ширма, кукол из разных сказок и предлагаю ребятам придумать с этими куклами не большие истории. Сочиненные сценки помогают детям закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.

Работа над этюдами дает возможность ребенку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы, научиться выражать ее действия, чувства и мысли. Детям очень нравится этюдная работа, так как в ней они отдаются творчеству, находят самостоятельно выразительные особенности куклы. Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актерского мастерства, что дает возможность ребенку овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

Во второй половине года дети знакомятся с новым для них видом кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также для импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать настроение и переживания героев, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам. К концу года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем (настольными, куклами на ширме, куклами с «живой рукой»).

В подготовительной группе продолжается работа с куклами с «живой рукой»: дети импровизируют небольшие диалоги, заканчивая импровизацию подвижной игрой или веселой пляской. Упражнения с куклами различных систем, работа над этюдами являются подготовительными к постановке спектакля. Работа над ним начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенок самостоятельно выбирает для своего персонажа выразительные средства. Работа над спектаклем ведется двумя составами. Когда дети попробуют себя во всех ролях, им предлагается самим решить, кто какую роль будет исполнять. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.

Выдающийся советский психолог Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность детского театрального спектакля.

В театральные занятия включены этюды, развивающие речь, мимику, жесты, эмоции детей, а также ИКТ технологии.

Новизна состоит в следующем:

*      Нетрадиционная форма проведения театрализованных представлений, с использованием многофункционального использования мультимедийной техники (видеоклип, компьютерная презентация, слайд-шоу)

*      Проведение динамических пауз, игр, танцев, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.

*      Использование яркого, нетрадиционного набора мягких модулей в качестве декораций-трансформеров, позволяющих менять сюжетную картину театрализованного представления;

*      Применение кукол – образов в качестве альтернативы театральному костюму; нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

Использование таких нетрадиционных форм дает возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития их творческих способностей. И важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ, где новые приёмы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а также профессиональную самореализацию педагога.

 

ИМЦ Фрунзенского района Санкт -Петербурга

10.10.2022

Инновационная деятельность

https://edu-frn.spb.ru/inno/

«Развитие игровых технологий в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»

01.11.2021


ДОУ является районной проектной педагогической мастерской по реализации Программы развития в системе образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга

по теме «Развитие игровых технологий в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста»

 


Цель – создание организационно-педагогических условий в ДОУ для формирования инновационной культуры педагога.


Задачи проекта РППМ.

1.Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей и педагогов ДОУ;

2.Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

3.Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструирование;

4.Приобщать родителей и воспитанников к театрально-культурной жизни ДОУ.

   Срок реализации проекта  2021 -2025 год 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».