Возрастные особенности развития детей от 5 – 6 лет
16.09.2025
Возраст 5-6 лет -
это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии
познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать
базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества,
формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют
представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам.
Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и
другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут
давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между
взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается
в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет
человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте –
потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со
сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и
неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех
видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей
творческого потенциала.
Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять
роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты
своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным
результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному
благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.
Ведущая
функция – воображение, у детей бурно
развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая
лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей
необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать
воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний
контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок
в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом
никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но
и их оттенки, знают формы.
В
этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением
его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является
чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку
описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление
о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,
изобретениях и о многом другом.
Это период наивысших возможностей для развития
всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным
моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики,
различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь
на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть
последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.
В играх на логику прослеживается и личностный
аспект дошкольника. Правильно решив
упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать.
Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать
у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений,
научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата.
Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Главное в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное
развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший
результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку
развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему
сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей
много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
ВНИМАНИЕ:
• выполнить задание, не отвлекаясь в течение
10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• находить 5-6 отличий между предметами,
выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов
– это концентрация внимания;
ПАМЯТЬ:
• запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• пересказать близко к тексту прочитанное
произведение;
МЫШЛЕНИЕ:
• определять последовательность событий;
• складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• находить и объяснять несоответствия на
рисунках;
• находить
и объяснять отличия между предметами и явлениями;
•находить среди предложенных 4 предметов лишний,
объяснять свой выбор.
МАТЕМАТИКА
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.
• Правильно пользуется количественными и
порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?».
«Который по счету?»
• Уравнивает неравные группы предметов двумя
способами.
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте,
толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.
• Выражает местонахождение предмета по отношению
к себе, к другим предметам.
• Знает некоторые характерные особенности
знакомых геометрических фигур.
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет
представление о смене частей суток.
• Называет текущий день недели.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Имеет достаточно богатый словарный запас.
• Может участвовать в беседе, высказывать свое
мнение.
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной
картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков
пересказывает небольшие литературные произведения.
• Определяет место звука в слове. Обучение
чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.
ПОЗНАНИЕ
• Различает и называет виды транспорта,
предметы, облегчающие труд человека в быту.
• Классифицирует предметы, определяет материалы,
из которых они сделаны.
• Знает название родного города, страны, ее
столицы, домашний адрес.
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное
время года.
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для
человека, животных, растений.
• Бережно относится к природе.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Знает стихотворения, считалки, загадки.
• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает по
ролям стихотворения.
• Называет любимого детского автора, любимые
сказки и рассказы.
В изобразительной деятельности 5 – 6 летний
ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной
формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных
предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием
предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из
показателей готовности к школе.
В развитии эмоциональной сферы необходимо
формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к
членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере
возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением,
а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.
Родители ДОЛЖНЫ оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у
ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию
(личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Дата создания: 16.09.2025
Дата обновления: 16.09.2025
Дата публикации: 16.09.2025