Культура речевого общения
18.09.2025
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень
важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует
о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда
следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых,
хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или
иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении,
поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная,
имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале,
отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого
речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо
ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот,
кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение? Оказывается, имеет.
Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям,
норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем
крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот,
кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается
первым, пусть, даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые.
Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.
Культура речевого общения и вежливость – понятия неразделимые,
которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по
этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека,
для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным
способом обращения к окружающим».
Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу,
чтобы уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми
так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость
рождает вежливость.
Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание
подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному
речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение
взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение
детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда
должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть
требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок
и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному
речевому общению, - проявлять терпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том,
что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста»,
«извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или
небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим
и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои»
интонации. Одному присущи интонации спокойные,
доброжелательные. Другому – экзальтированные,
торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо- крикливых. Для
третьего характерен тон требовательный, властный. А у четвёртого чаще всего
улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет
особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не
всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё
и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними
струю радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка
или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему
реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в
нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания
в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и
доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение
принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.
Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное
состояние своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения
с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с
оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к
сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой
деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения
людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и
детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что
мы делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2025
Дата обновления: 18.09.2025
Дата публикации: 18.09.2025