Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.
14.04.2025
Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уговаривать, решать споры? Как научить преодолевать негативные эмоции, владеть собой, доверять друг другу?
Игра-загадка «Маски»
Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Задание:
На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей , рта, глаз.
Игра «Театр».
Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.
Задание:
Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.
Игра «Угадай эмоцию на ощупь».
Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.
Задание:
Воспитатель дает сигнал: «Радость –замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.
Игра «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.
Задание:
Воспитатель читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
Дети выражают жалость
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… »
Дети выражают грусть (печаль) .
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
Дети выражают мимикой лица – радость.
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
Дети выражают удивление.
Воспитатель читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».
Дети выражают восторг.
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »
Дети выражают испуг.
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание! »
Дети выражают радость.
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
Дети выражают мимикой лица печаль.
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.

Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Задание:
Воспитатель предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселиться, восторгается, злиться;
-радость, веселье, счастье, злость;
Упражнение на разыгрывание историй.
Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.
Задание:
«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».
История 1 «Хорошее настроение»
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».
Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
История 2 «Умка».
«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Упражнение «Доброе животное»
Цель: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
Задание:
Воспитатель тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Развитию понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции способствуют игры тренингового характера.
Игра «Зеркало».
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.
Ход игры
Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
Игра «Театр моды».
Цель: развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного, естественного, раскрепощенного поведения будучи в центре внимания окружающих.
Оборудование: магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум».
Ход игры
Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков, комментаторов и зрителей.
Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д. Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму, демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается доброжелательным комментарием. Сначала комментатором может быть воспитатель, а затем — дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям. Затем игроки меняются ролями.
Вариант 2. В игру можно ввести по желанию детей роль художников—модельеров, демонстрирующих свои новые коллекции (при этом украшения из бумаги, ткани и других материалов готовятся заранее). Зрители определяют победителя.
Вариант 3. Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды:
- за самую очаровательную и обаятельную улыбку;
- за самые веселые глаза;
- за самую грациозную походку,
- за самый высокий рост;
- за самые светлые (темные), длинные (короткие) волосы;
- за самый синий, красный цвет одежды;
- за самый оригинальный костюм и т. п.
При этом награды должны получить все, а кто какую именно — решают зрители.
Игра «Угадай эмоцию».
Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.
Ход игры
Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети — зрители — должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому — восторг, (раздражение — ярость, печаль — горе). Задача зрителей — как можно точнее определить эти эмоции.
Игра «Диалог по телефону».
Цель: обучить детей правилам ведения телефонного разговора; учитъ приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать, представляться, благодарить, прощаться.
Оборудование: два телефона.
Ход игры
Вариант 1. Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по телефону, с употреблением как можно большего количества вежливых слов. Пары по очереди разговаривают по телефону, остальные дети внимательно слушают.
Выигрывает пара, употребившая в своем диалоге большее количество вежливых форм.
Вариант 2. Это может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном дне, об увиденном цирковом представлении или спектакле кукольного театра, любимом мультфильме или телепередаче, приглашении друга в гости, на день рождения, звонке заболевшему другу.
Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение, напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п.
Вариант 4. Телефонный разговор с персонажем известной сказки или мультфильма.
Игра «Чунга-Чанга».
Цель: формировать умение разделять свою радость с другими людьми.
Оборудование: бусы, браслеты, серьги, разноцветные перья, магнитофон.
Ход игры
Путешественники пристали на своем корабле к острову. Их окружили жители чудесного острова — маленькие темнокожие дети. На них пестрые юбочки, на руках и ногах — браслеты, в ушах — круглые серьги, на шее — бусы, а в волосах — красивые перья.
Весело они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» и напевают:
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Жить на нем легко и просто,
Чунга-Чанга!
Приглашают путешественников разделить их радость, принять участие в общем веселье.
Игра «Крошка Енот».
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Оборудование: магнитофон.
Ход игры
Один ребенок — Крошка Енот, остальные — его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости), а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет всем светлей».
Игра «Лето настроений».
Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.
Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений.
Ход игры
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Лото настроения.
Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.
Игра «Пресс-конференция»
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
Игра «Ролевая гимнастика»
Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение:
1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».
2. Как иностранец.
3. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади.
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …
Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …
Игра «Секрет»
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,…. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)
Игра «Мои хорошие качества»
Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)
Игра «Я лучше всех умею …»
Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.
Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.
Игра «Волна»
Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.
Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).
Игра «Мимическая гимнастика»
Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.
Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.
Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)
Игра «Собери эмоцию»
Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.
Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)
Игра «Моё настроение. Настроение группы»
Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.
Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.
Игра «Слушаем тишину»
Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.
Игра «Вторжение»
Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.
Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.
Игра «Передай по кругу»
Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.
Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).
Игра «Приветствие короля»
Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.
Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.
Игра «Найди и промолчи»
Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.
Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.
Игра «Акулы и матросы»
Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.
Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.
Игра «Коровы, собаки, кошки»
Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.
Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.
Игра «Разведчики»
Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.
Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.
Игра «Скучно-скучно»
Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.
Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:
Скучно-скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.
Игра «Тень»
Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.
Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.
Игра «Властелины кольца»
Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.
Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.
Упражнения релаксационные
«Пианино» релаксационное упражнение
Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.
Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на пианино (гаммы).
«Кто кого перехлопает/перетопчет» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.
Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.
«Аплодисменты» релаксационное упражнение
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.
Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.
Игра «Создание рисунка по кругу»
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.
Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
«Приветствие» релаксационное упражнение
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;
Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
«Коробка переживаний» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.
«Коробка переживаний» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.
«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение
Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.
Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.
«Подними игрушку» релаксационное упражнение
Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.
Игра «Заряд бодрости» релаксационное упражнение
Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;
Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.
Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.
Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»
«Заряд бодрости» релаксационное упражнение
Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание улучшить настроение;
Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими. Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки. Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.09.2025
Дата обновления: 19.09.2025
Дата публикации: 14.04.2025