Наблюдения с детьми дошкольного возраста

09.09.2025

Виды наблюдений с детьми

Вид

Цель

Распознающее

  • Формировать у детей представления о разнообразии объектов живой и неживой природы, физических предметов;
  • научить детей выявлять особенности живой и неживой природы, их признаки и качества

Длительное

  • Познакомить с сезонными изменениями в живой и неживой природе;
  • организовать серии наблюдений: определить особенности роста и развития растений, жизненные циклы растений и животных

Сравнительное

Научить сравнивать между собой 2–3 объекта.
Вид можно использовать в сочетании с другими наблюдениями: распознающее и длительное. Пример синтеза:

  • сравнительное и распознающее наблюдение – выявить различия в поведении разных насекомых в дождь;
  • сравнительное и длительное наблюдение – определить особенности темпа развития похожих растений в разных условиях

 Дедуктивное

  • Научить детей выявлять причинно-следственные связи;
  • научить по отдельным фрагментам восстанавливать картину недавних событий: определить по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону

 Самонаблюдение

  • Научить детей следить за своим самочувствием в ходе двигательной деятельности и при необходимости менять характер активности;
  • научить самостоятельно оценивать соответствие собственных действий правилам наблюдения

Формы и типы наблюдений с детьми

Форма

Тип

Польза

Групповое

В группе с использованием раздаточного материала

Раздаточный материал в качестве объекта для наблюдения позволит всем воспитанникам получить более точные представления об изучаемом явлении. Материалы дадут возможность каждому ребенку проявить активность в групповом обсуждении

Групповое

Прогулки

С помощью наблюдений на прогулках дети получают сведения о природных явлениях, отмечают для себя особенности разных сезонов года: таяние снега, цветение деревьев и кустарников, появление травы

Подгруппами

Экскурсия

На экскурсии дети получают представление о существующих в окружающей природе взаимосвязях. Педагог через экскурсии учит детей обращать внимание на основные признаки природных явлений, предметов

Индивидуально/подгруппами

Экологический уголок

Работу с детьми в уголке природы можно проводить через поручения: полить цветы, убрать желтые листья. Такой тип наблюдения познакомит детей с особенностями трудовой деятельности взрослых, научит ответственно выполнять задания

 

Темы для наблюдений с детьмиХочу такой сайт

Область

Темы

Природа

  • Наблюдение за тюльпаном;
  • наблюдение за птицами;
  • наблюдение за потоком ветра

Времена года

  • Как меняются деревья в разные времена года;
  • наблюдение за погодными условиями;
  • наблюдение за солнцем, солнечным затмением;
  • как меняется река, озера зимой, весной, осенью и летом

Растения и животные

  • Наблюдение за посаженным растением в группе;
  • наблюдение за животными (кошка, собака)

Транспорт

  • Наблюдение за легковым и грузовым автомобилями;
  • наблюдение за строительным краном;
  • наблюдение за грузовиком

Труд человека

  • Наблюдение за работой охранника;
  • наблюдение за работой повара;
  • наблюдение за работой библиотекаря на экскурсии;
  • наблюдение за работой медсестры

Структура наблюдения как разновидности познавательно-исследовательской деятельности

Компонент

Содержание

Мотив включения ребенка в деятельность

Кроме любознательности, мотивами активного участия в наблюдении для дошкольников могут стать интерес к предложенной игровой, практико-ориентированной или проблемной ситуации, эмоциональный отклик на нее, подражание старшим.
Чтобы создать мотивационную основу познавательно-исследовательской деятельности:

1.      Удивляйте детей. Преподнесите изучаемый объект или явление с неожиданной стороны.

2.      Опирайтесь на личные мотивы детей: стремление достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи

Цель

Используйте естественные или создавайте искусственные образовательные ситуации, которые активизируют познавательные потребности детей. На их основе у дошкольников возникнут конкретные цели: узнать что-либо, проверить свои предположения, понять взаимосвязь, выявить закономерность, найти решение практической задачи, разрешить проблему. Достигать этих целей дети смогут с помощью наблюдения

План действий по достижению цели

Начиная с 4 лет учите детей выделять действия по достижению цели — составлять элементарный план наблюдения. На конкретных примерах показывайте, как определять условия проведения наблюдения, конкретные познавательные действия, варианты распределения задач в паре или в группе, которые актуальны для данной ситуации, правила осуществления наблюдения

Осуществление детьми наблюдения

Содержание и логику организации данного этапа определяйте с учетом того, какая разновидность наблюдения организуется, дети какого возраста в нем участвуют

Подведение итогов

Основной результат наблюдения — достижение цели. При этом результат должен быть наглядным для детей. Четко формулируйте вместе с детьми совершенное ими открытие, фиксируйте результаты и мотивируйте их к дальнейшему применению полученного знания



 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.09.2025

Дата обновления: 25.09.2025

Дата публикации: 09.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».