Виды наблюдений с детьми
Вид | Цель |
Распознающее | - Формировать у детей представления о разнообразии объектов живой и неживой природы, физических предметов;
- научить детей выявлять особенности живой и неживой природы, их признаки и качества
|
Длительное | - Познакомить с сезонными изменениями в живой и неживой природе;
- организовать серии наблюдений: определить особенности роста и развития растений, жизненные циклы растений и животных
|
Сравнительное | Научить сравнивать между собой 2–3 объекта. Вид можно использовать в сочетании с другими наблюдениями: распознающее и длительное. Пример синтеза: - сравнительное и распознающее наблюдение – выявить различия в поведении разных насекомых в дождь;
- сравнительное и длительное наблюдение – определить особенности темпа развития похожих растений в разных условиях
|
Дедуктивное | - Научить детей выявлять причинно-следственные связи;
- научить по отдельным фрагментам восстанавливать картину недавних событий: определить по следам, какое животное их оставило, как оно передвигалось, в какую сторону
|
Самонаблюдение | - Научить детей следить за своим самочувствием в ходе двигательной деятельности и при необходимости менять характер активности;
- научить самостоятельно оценивать соответствие собственных действий правилам наблюдения
|
Формы и типы наблюдений с детьми
Форма | Тип | Польза |
Групповое | В группе с использованием раздаточного материала | Раздаточный материал в качестве объекта для наблюдения позволит всем воспитанникам получить более точные представления об изучаемом явлении. Материалы дадут возможность каждому ребенку проявить активность в групповом обсуждении |
Групповое | Прогулки | С помощью наблюдений на прогулках дети получают сведения о природных явлениях, отмечают для себя особенности разных сезонов года: таяние снега, цветение деревьев и кустарников, появление травы |
Подгруппами | Экскурсия | На экскурсии дети получают представление о существующих в окружающей природе взаимосвязях. Педагог через экскурсии учит детей обращать внимание на основные признаки природных явлений, предметов |
Индивидуально/подгруппами | Экологический уголок | Работу с детьми в уголке природы можно проводить через поручения: полить цветы, убрать желтые листья. Такой тип наблюдения познакомит детей с особенностями трудовой деятельности взрослых, научит ответственно выполнять задания |
Темы для наблюдений с детьми
Область | Темы |
Природа | - Наблюдение за тюльпаном;
- наблюдение за птицами;
- наблюдение за потоком ветра
|
Времена года | - Как меняются деревья в разные времена года;
- наблюдение за погодными условиями;
- наблюдение за солнцем, солнечным затмением;
- как меняется река, озера зимой, весной, осенью и летом
|
Растения и животные | - Наблюдение за посаженным растением в группе;
- наблюдение за животными (кошка, собака)
|
Транспорт | - Наблюдение за легковым и грузовым автомобилями;
- наблюдение за строительным краном;
- наблюдение за грузовиком
|
Труд человека | - Наблюдение за работой охранника;
- наблюдение за работой повара;
- наблюдение за работой библиотекаря на экскурсии;
- наблюдение за работой медсестры
|
Структура наблюдения как разновидности познавательно-исследовательской деятельности
Компонент | Содержание |
Мотив включения ребенка в деятельность | Кроме любознательности, мотивами активного участия в наблюдении для дошкольников могут стать интерес к предложенной игровой, практико-ориентированной или проблемной ситуации, эмоциональный отклик на нее, подражание старшим. Чтобы создать мотивационную основу познавательно-исследовательской деятельности: 1. Удивляйте детей. Преподнесите изучаемый объект или явление с неожиданной стороны. 2. Опирайтесь на личные мотивы детей: стремление достичь объективно и субъективно значимого результата, проявить себя, самоутвердиться, пообщаться со сверстниками, взрослыми, получить удовольствие от решения интеллектуальной задачи |
Цель | Используйте естественные или создавайте искусственные образовательные ситуации, которые активизируют познавательные потребности детей. На их основе у дошкольников возникнут конкретные цели: узнать что-либо, проверить свои предположения, понять взаимосвязь, выявить закономерность, найти решение практической задачи, разрешить проблему. Достигать этих целей дети смогут с помощью наблюдения |
План действий по достижению цели | Начиная с 4 лет учите детей выделять действия по достижению цели — составлять элементарный план наблюдения. На конкретных примерах показывайте, как определять условия проведения наблюдения, конкретные познавательные действия, варианты распределения задач в паре или в группе, которые актуальны для данной ситуации, правила осуществления наблюдения |
Осуществление детьми наблюдения | Содержание и логику организации данного этапа определяйте с учетом того, какая разновидность наблюдения организуется, дети какого возраста в нем участвуют |
Подведение итогов | Основной результат наблюдения — достижение цели. При этом результат должен быть наглядным для детей. Четко формулируйте вместе с детьми совершенное ими открытие, фиксируйте результаты и мотивируйте их к дальнейшему применению полученного знания |