Дидактические игры на сплочение детского коллектива
14.10.2025
Дидактические игры на сплочение детского коллектива
ИГРА НА ЗНАКОМСТВО
Цветочная поляна
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, умения взаимодействовать друг с другом, получая от
этого радость и удовольствие, а также умение свободно выражать свои эмоции,
что способствует развитию хороших
отношений между детьми и сплоченности детского
коллектива.
Ход:
Отправляемся в путешествие на волшебную полянку:
Сидя в кругу, дети берутся за
руки. Затем по очереди, глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых
слов, за что-то хвалят. Принимающий комплимент благодарит и произносит комплимент своему соседу и т.д. по
кругу.
Заглянуло в гости солнышко:
Дети изображают солнышко - протянули
руки вперёд и соединили их в центре круга, другую руку вытянули в стороны и
потихоньку пошли по кругу, и своими лучиками обогрело
полянку.
На полянке выросли цветы:
Каждый ребенок
превращается в какой-либо цветок, и ведущий прикрепляет на спину каждому
ребенку лист определённого цвета (красный, синий или желтый). Все цветы образуют
букеты: красные цветы – в красный букет, синие – в синий букет и желтые – в
желтый букет. Затем все "букетики" объединяются в
один общий "букет" и устраивают хоровод цветов.
Возвращаемся в группу:
Садимся в один
большой круг. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между
собой и, чтобы вы выразили свои дружеские чувства друг к другу, подарив свое
объятие. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне
поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие
будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и
дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более
крепкими. Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в
упражнении. Большинство детей ответит вам: "Да". После этого
начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка.
Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре,
и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по
кругу, пока не вернется к Вам.
Обсуждение с детьми:
- Понравилось ли тебе это путешествие?
- Что запомнилось больше всего?
- Почему хорошо обнимать других детей?
- Как ты себя чувствуешь, когда другой ребенок
тебя обнимает?
Примечание. В конце занятия все дети
дарят объятья друг другу, что говорит о повышении доверия и сплоченности в
коллективе.
ИГРЫ НА
СПЛОЧЕНИЕ
Цель:
сплотить детский коллектив, сдружить детей, научить их чувствовать и
понимать каждого. Повысить доверие друг другу и взаимоподдержку. Научить свободно выражать свои
мысли и эмоции.
Мигалки
Дети встают в два круга — внутренний и внешний, лицом в
центр круга. Так образуются пары: один — из внутреннего круга — стоит спиной к
напарнику и смотрит на водящего; другой — из внешнего круга — стоит за ним на
расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной. Водящий
находится в центре внутреннего круга (без пары), он подмигивает кому- либо из
внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга
старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает
другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а игрок,
упустивший напарника, становится водящим.
Себе — соседу
Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед,
вверх открытой ладошкой, правую — вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней
держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою
левую руку. На слово «соседу» — правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку
соседа справа. Все. одновременно выполняют движения и произносят: «Себе —
соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или
камешек.). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это
ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
Печатная машинка
Игра учит сосредоточенности, собранности, развивает умение
действовать группой. По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая
доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным
текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся
группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая
букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая
буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один
хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга.
Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму
«Печатная машинка» проводится молча.
Темп
Как и предыдущая, эта игра способствует сосредоточению
внимания, развивает умение действовать группой, но проходит более динамично и
энергично. Все игроки садятся в круг, рассчитываются по порядку и запоминают
свои номера. Ведущий задает темп: два хлопка по коленкам, два щелчка пальцами.
Все повторяют. Как только удается установить единый ритм, вводятся слова.
Ударяя два раза по коленкам, ведущий произносит два раза свой номер: «Один,
один» и делает два щелчка пальцами; затем, хлопнув по коленкам первый раз,
произносит свой номер, после второго — произносит номер игрока, которому
передает слово, например: «Один, три». Теперь игрок под номером 3, не выходя из
общего темпа, ведет игру. Целесообразно в начале игры просто по очереди передавать
слово, чтобы игроки запомнили темп и правила игры, а потом делать это
вразнобой, постепенно убыстряя темп.
Человеческий альянс
Группа состоит из 10-12 человек. Участников просят встать в
круг, дотянуться и взяться правой рукой с одним человеком, а левой — с другим.
Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как
участники будут договариваться друг с другом. Затем дети обсуждают, как они
приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.
Останься незамеченным
На местности с густой травой и кустарником на расстоянии
100-
Север, юг, запад, восток
Играют 10-15 человек, построенные в две шеренги и
разомкнувшиеся на один шаг. По компасу или по солнцу руководитель указывает
играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называет
какую-либо сторону горизонта, например север, а все играющие должны быстро
и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное
очко. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
Наблюдатели
Во время прогулки отряд делает привал в таком месте, откуда
в одну сторону открывается широкая панорама и видны разнообразные местные
предметы (столбы, дома, кусты и т. д.). В течение минуты ребята внимательно
рассматривают ландшафт, стараясь запомнить все детали, а потом поворачиваются к
нему спиной. Руководитель задает им различные вопросы относительно того, что
они сейчас наблюдали. За каждый правильный ответ — очко.
Опоздал — шаг назад
На земле проводятся параллельные линии на расстоянии одного
шага. На первой линии выстраиваются члены отряда по росту. По команде
«Разойдись» играющие разбегаются по площадке, после чего подается команда
«Становись». Кто встает последним, тот делает шаг назад на другую линию. Затем
игру повторяют. Выигрывает тот, кто остается на первой линии после проведения
игры 5-7 раз.
Знаки в лесу
Играющие идут по лесу за руководителем игры и внимательно
присматриваются к окружающей обстановке. Пройдя определенное расстояние,
руководитель оставляет играющих на месте, а сам возвращается к исходной позиции
прежней дорогой. Свой путь он отмечает различными знаками, которые не бросаются
в глаза: кладет на землю мелкий пучок травы, надламывает сухую ветку дерева,
разбрасывает сорванные листья, мелом ставит крестик на коре дерева и т. д.
Всего делает отметки в 12 местах и записывает, какие следы оставил. Придя к
исходному пункту, дает сигнал, по которому играющие отправляются в обратный
путь. Каждый старается заметить и запомнить знаки, оставленные руководителем.
Когда все ребята соберутся, им предлагается записать, какие знаки они видели на
дороге. Выигрывает тот, у кого список окажется более полным.
Титаник
Ведущий
предлагает группе ребят забраться на стулья или лавочку. Затем им объясняется
ситуация: "Вы оказались на тонущем "Титанике". Корабль тонет
постепенно. Нужно, чтобы спаслось как можно больше людей. После этого ведущий
через каждые 15 - 20 секунд убирает стул или ограничивает длину лавочки.
Капитан
Как
и в предыдущей игре все выстраиваются на стульях. Выбирается «капитан». Ведущий
предлагает ему выстроить всех на стульях по цвету глаз, размеру обуви и т.д.
При этом сходить со стульев нельзя и говорить имеет право только
"капитан". Для старших можно усложнить: капитан тоже не говорит.
Слон
Весь
отряд должен за ограниченное время (1-2 минуты) выложить на полу из веток
изображение слона. Задание необходимо выполнить в полной тишине.
Скалолаз
Группа
играющих встает на невысокую скамеечку плотно дуг к другу, взявшись под
локотки. По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась
за стоящих на ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.
Орлятский круг
Весь
отряд встает в один большой "орлятский" круг (левая рука на плече
соседа слева, правая на поясе у соседа справа). После этого ведущий предлагает
всем присесть, затем поднять ногу, а дальше ... ваша фантазия.
Треугольник, квадрат
... Все встают
в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит:
"Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник...
квадрат...ромб и т.д».
Дотронуться до одежды …цвета
Играющие
должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет
ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться.
Осаленый становиться водящим.
Водяной
Водящий
сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:
"Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в
шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются.
"Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача -
определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним
игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
Лавата
Играющие
становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко
напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец
- это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои
локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и
снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия,
плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.
Носок-пятка
(минитренинг на сближение и снятие тактильного
напряжения)
Все
становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди
стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно
приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно
сели - нужно попробовать так немного продержаться.
Комплименты
Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке
перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому,
кому кидается мяч.
Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей
раскрыться.
Колдуны
Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после
чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем
все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу
руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать
играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь.
Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для
заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг
к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать
всех.
Поиск бумажек
Заранее режутся бумажки. Затем они прячутся во всем
помещении. Потом дети делятся на две команды и ищут эти бумажки, каждая на
своей стороне. Выигрывает та команда, которая найдет больше бумажек.
Делимся по признаку
Один человек выходит за дверь, группа тем временем
договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы
(например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего –
угадать по какому признаку группа разбита на две части.
Путанка
Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают
запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно
вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно
необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет
головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался,
где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в
том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже
кого-то, попавшегося по пути, «съесть».
Говорящие вещи
Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало
ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто что-то хотят
сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он
рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что
каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих
предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая
ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио,
учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая
игрушка, домашнее животное. Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли
нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого
предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь
разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите
остальных, что они думают по этому поводу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2025
Дата обновления: 18.11.2025
Дата публикации: 14.10.2025