МКДО- 2022
Образовательные оринтиры
03.10.2022
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры
дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Специфика дошкольного
детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его
развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку
какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами
для:
а) решения задач формирования
Программы; анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик
образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
в) информирования родителей
(законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить
непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
· аттестацию
педагогических кадров;
· оценку качества
образования;
· оценку как итогового,
так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в
том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении,
или иных методов измерения результативности детей);
· оценку выполнения
муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели
качества выполнения задания;
· распределение
стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
Целевые ориентиры
программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
Целевые ориентиры
образования в раннем возрасте:
· ребенок интересуется
окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия
с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
· использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· проявляет
отрицательное отношение к грубости, жадности
· соблюдает правила элементарной
вежливости
· владеет активной
речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; речь становится
полноценным средством общения
· стремится к общению со
взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в
которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к
сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к
окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях
· проявляет интерес к
стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под
музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· с понимание следит за
действиями героев кукольного театра, проявляет желание участвовать в
театрализованных и сюжетно-ролевых играх
· у ребенка развита
крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.).
Целевые
ориентиры образования детей младшего возраста (3-4 года)
• Ребенок интересуется
окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий.
• Использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет
отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила
элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо»,
«здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе));
имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском
саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
Целевые ориентиры образования детей среднего возраста (4-5 лет)
• Владеет активной
речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится
полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со
взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в
которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на
игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к
сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со
сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими
группами.
• Проявляет интерес к
окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к
стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под
музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства.
• С пониманием следит за
действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в
театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к
продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита
крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье,
перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым
содержанием, несложными движениями.
Целевые
ориентиры образования детей старшего возраста (5-6 лет)
• Ребенок овладевает
основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим
людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
• Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать
свою позицию по разным вопросам.
• Способен сотрудничать
и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной
деятельности.
• Понимает, что все люди
равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических
особенностей.
• Проявляет эмпатию по
отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
• Проявляет умение
слышать других и стремление быть понятым другими.
• Ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
• Ребенок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности.
• У ребенка развита
крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими.
• Ребенок способен к
волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
• Проявляет
ответственность за начатое дело.
• Ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры образования детей
дошкольного возраста (6-7 лет)
• Открыт новому, то есть
проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
положительно относится к обучению в школе.
• Проявляет уважение к
жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
• Эмоционально
отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность,
изобразительную деятельность и т.д.).
• Проявляет
патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет
представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших
исторических событиях.
• Имеет первичные
представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные
гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные
общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое
хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к
старшим и заботу о младших.
• Имеет начальные
представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как
ценность.
В ДОУ проводится
оценка индивидуального развития детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
· ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
· способен выбирать себе
род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям
и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует
со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
· ребенок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
· может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая
моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к
волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решен индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей