17.06.2022
Развивающая
предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая
среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно
играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка.
Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением
Федерального государственного образовательного стандарта появились новые
приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она
должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными
сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач
считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы
познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие
познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного
образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это
определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное,
приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении,
физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста,
здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с
педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда
должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП
среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора
детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все
виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности,
т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда
делится на пять образовательных областей:
- Социально
– коммуникативная;
- Познавательная;
- Речевая;
- Художественно
– эстетическая;
- Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;
— Центр Книги;
— Логопедический уголок.
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Направление:
Социально-коммуникативное развитие.
Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой
центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию,
формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между
детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом
возрасте сюжетно-ролевых игр:
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к
сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения.
Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной
безопасности.
Познавательное направление.
Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится
материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики,
песочные часы, камни и т.п.
Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал,
дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли
строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель,
разнообразное лего, конструкторы.
В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое
оборудование по уходу за ними.
Речевое развитие.
Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и
любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность
самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с
яркими иллюстрациями.
Художественно — эстетическое развитие.
В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По
желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих
творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Театрализованная деятельность.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
- Развивают
артикуляционную моторику;
- Развивают
артикуляционную моторику;
- Расширяют
словарный запас;
- Развивают
монологическую и диалогическую речь;
- Развивает
общую и мелкую моторику.
Физическое развитие:
Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для
профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она
должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна
служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
- Сформулировать
цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
- Определить
игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
- Определить
дополнительное оборудование.
- Определить,
как разместить оборудование в игровой комнате.
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.