Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности с помощью игровых технологий

03.10.2022

Методические рекомендации к организации

театрализованной деятельности с помощью игровых технологий

 

Используя в работе с детьми театрализованные игры нужно базироваться на представлениях выдающегося российского психолога Л.С. Выготского: "Не стоит забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении".

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

1. Использование речевых упражнений.

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

Театрализованные игры включают:

1.Действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскими фигурами);

2.Непосредственные действия детей по ролям;

3. Литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений);

4.Изобразительную деятельность - носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей;

5.Музыкальную - выполнение знакомых песен от лица персонажей, авторских характерных песен к театрализованным играм, песен-импровизаций, песен и мелодий, созданных самими детьми.

Разновидностями театральных игр являются:

1. Игры с элементами театрализации.

2. Занятие-игра.

3. Театрализованный рассказ.

4. Викторина-развлечение.

5. Спектакль-игра.

 

Методика проведения театральных игр и условия их осуществления

I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки» - развивают выразительность речи, память, воображение.

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает» дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.Хочу такой сайт

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д.

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

II. Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь» дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.                                                           

III. Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов, через иллюстративный материал дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

IV. Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.  

V. Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускаются афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Руководство театрально-игровой деятельностью требует от педагога умения строить работу в системе, подбирать содержательные материалы, ставить и решать педагогические задачи, цель которых - формировать творческие и театральные способности детей.

Педагог должен помогать детям организовывать деятельность - объединяться в небольшие творческие группы, вместе готовить, оформлять и проигрывать от начала до конца литературные произведения.

Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является прекрасным средством повышения эмоционального тонуса детей, развивать их общение, выразительную речь. Для этого хорошо подойдут игры-потешки, прибаутки, скороговорки, в которых дети учатся сопоставлять слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

Игры с использованием пальцев можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек. Рисуют или вырезают из старых книг и журналов, наклеивают на картон или марлю, а сзади пришивают резинку по размеру пальца. С помощью таких игрушек педагог может обыграть ряд стихотворений и потешек.

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предусматривать весь ход деятельности. Главное и необходимое условие - использовать хорошо знакомые детям произведения, то есть те, которые соответствуют их возрасту. Целесообразно выбирать небольшие произведения.

При подборе музыкального материала тоже нужно быть очень осторожными. Музыка должна быть яркой, легкой, понятной детям в зависимости от возрастных возможностей. Песенный материал должен соответствовать возможностям детей, их естественному диапазону.

Педагог предлагает поиграть в "сказку", причем дети должны сами выбирать одну из двух, трех.

Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, грамзапись. Это поможет детям составить более четкое представление о героях произведений, их характерных особенностях.

После чтения педагог задает вопросы, которые помогут выявить последовательность действий, вспомнить характерные черты персонажей. Если произведение большое, его следует готовить по частям.

Используя при работе над театрализованными играми импровизацию, мы тем самым уходим от рутинной работы, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание играть в театр, делает это занятие безрадостным и неинтересным. Дети быстро устают, их внимание рассеивается. Они не могут в силу своего возраста долго сосредоточиваться на чем-то одном. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.

Нужно избегать назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, нужно стараться каждому помочь раскрыть свои способности. Перед тем, как выбрать роль, нужно дать ребенку возможность попробовать себя во всех других, таким образом ребенок сознательно определит ту, которая ему ближе.

Занимаясь с детьми театром, нужно ставить перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

             

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.10.2022

Дата обновления: 10.10.2022

Дата публикации: 03.10.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».