СОГЛАСОВАНО Первый заместитель главы администрации Фрунзенского района Санкт- Петербурга Ю.Г. Фролова « » 2020 года ПРИНЯТО Решением педагогического совета ГБДОУ детского сада № 8 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол № 3 от «26» марта 2020 года СОГЛАСОВАНО Начальник отдела образования администрации Фрунзенского района Санкт- Петербурга М.А. Майковец « » 2020 года УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГБДОУ детского сада № 8 Фрунзенского района Санкт-Петербурга /Е.Б.Семенова/ Приказ № 44/1 от «27» марта 2020 года ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 8 Фрунзенского района СанктПетербурга на 2020 - 2024 годы Санкт-Петербург 2020 Оглавление Паспорт Программы развития 2 Введение 6 Информационно-аналитическая справка о деятельности ГБДОУ 7 Общие сведения об образовательном учреждении 7 Информация об эффективности работы образовательного учреждения 9 Соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства 9 Выполнение государственного задания на оказание государственных услуг 9 Кадровое обеспечение образовательного процесса 10 Обеспечение доступности качественного образования 10 Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда 11 Обеспечение высокого качества реализации образовательной программы 11 Анализ реализации сетевого взаимодействия 11 Информация о потребностях субъектов образовательной деятельности и лиц, заинтересованных в образовании, на территории, закрепленной за образовательным учреждением 12 SWOT- анализ оценки потенциала развития ГБДОУ 13 Сценарий развития ГБДОУ в период с 2020 по 2024 года 14 Механизмы реализации Программы развития 14 Концепция Программы развития 15 Основные мероприятия по реализации Программы развития 16 Целевые показатели эффективности Программы развития. 20 План материально - технического обеспечения Программы 21 Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат) Перспектива новой модели учреждения предполагает: 23 Наличие механизма управления реализацией Программы развития ДОУ 23 Система контроля выполнения основных разделов программы 24 Финансовое обеспечение 25 Критерии результативности. 25 23 Паспорт Программы развития. Статус программы развития Основания для разработки Программы развития Локальный нормативный акт-Программа развития ГБДОУ детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт -Петербурга (далее –ДОУ) на 20202024 годы (далее – Программа) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями); Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Национальный проект «Образование» (2019-2024гг.), паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03.09.2018 №10 Постановление правительства РФ от 18.04.2016 г. №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (ред. от 31.08.2019) «О реализации Национальной технологической инициативы» Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 гг.) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №771-164 «О стратегии социально- экономического развития СанктПетербурга на период до 2035» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" С изменениями и дополнениями от 18.08.2016 Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"; Устав ГБДОУ детский сад №8 Фрунзенского района Санкт – Петербурга; Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад №8 Фрунзенского района Санкт – Петербурга 2 Назначение Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития ОУ на основе анализа работы ГБДОУ№ 8 за предыдущий период (2018-2022). В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования, управления дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Цели Программы 1. Повышение эффективности реализации государственного задания на оказание образовательных услуг в соответствии с требованиями законодательства. 2. Создание организационно-педагогических условий, реализующих право каждого ребенка на качественное и доступное образование в соответствии с требованиями ФГОС ДО, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного перехода ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях. Направления 1. Целевое направление - выполнение государственной политики в Программы области образования. 2. Процессуальное направление – обеспечение успешной работы образовательной организации. 3. Направление результативности – гарантия качества результатов образования. Задачи Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления Программы широкого спектра качественных образовательных, информационно – просветительских услуг, обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного образования. Программа будет реализована через выполнение 8 проектов. Проект «Качество образования» Обеспечить постоянный рост профессиональной компетентности педагогов ОО через стимулирование педагогов к повышению качества работы, внедрение Профстандарта Проект «Ребенок в современном мире». Создать единое образовательное пространство, стимулирующее физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребенка, обеспечивающее индивидуальную поддержку детей, позитивную социализацию, развитие инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности за счет внедрения новых методов воспитания и обучения, образовательных технологий, в том числе цифровых. Реализация национального проекта «Успех каждого ребенка» Проект «Управление» Модернизировать систему управления ОУ в условиях его устойчивого развития, обеспечить повышение эффективности реализации государственного задания. 3 Проект «Здоровье дошкольника» Сформировать эффективную здоровьесберегающую и здоровьеформирующую систему в ДОО через реализацию физкультурно-оздоровительных программ, развитие форм инклюзивного образования, валеологическое просвещение родителей. Проект «Кадры. Современные требования» Введение инновационных форм повышения профессионального мастерства педагогов. Реализация национального проекта «Учитель будущего» внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Проект «Родители в образовательном пространстве ДОУ» Создать эффективную модель взаимодействия с родителями, обеспечить повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в процессе вовлечения родителей в образовательную деятельность. Проект «Развитие инфраструктуры ОУ» Создание современной и базовой цифровой образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО. Реализация национального проекта «Цифровая образовательная среда» Проект «Сетевое взаимодействие» Формирование открытого образовательного пространства ДОУ, развитие сетевого взаимодействия как способа обмена информацией, кооперирование ресурсов в решении образовательных задач. Ожидаемые результаты 1. Высокая конкурентоспособность ОУ на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития. 2. Обеспечение высокой эффективности образовательной деятельности ДОУ по реализации ФГОС ДО в соответствии с показателями оценки эффективности образовательного учреждения. 3. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях реализации Профстандарта, 4. Повышение компетентности в области применения информационных технологий в образовательном процессе. 5. Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды в группах ДОУ, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 6. Укрепление материально - технической базы ДОУ. 7. Обеспечение высокого уровня удовлетворённости семей воспитанников качеством образовательных услуг ДОУ. 8. Повышение эффективности оздоровления воспитанников. 9. Реализация системы социального партнерства 4 Система Внутренний контроль: администрация ДОУ. организации Комплексная система мониторинга качества образовательного контроля и процесса, эффективности реализации всех структурных блоков информационной Программы развития. открытости Ежегодные отчеты по результатам реализации этапов Программы реализации развития на официальном сайте ДОУ. Программы Сроки и этапы реализации Программы Программа реализуется в три этапа на период с 2020 – 2024гг. 1- ый этап – организационно – подготовительный (2020-2022): разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, материально – технических и др.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; мероприятия направленные на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2 –ой этап – практический (2022-2023): апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; коррекция мероприятий. 3 – ий этап – аналитико – информационный (2023-2024): реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов: анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития. Адрес сайта ДОУ 8spb.tvoysadik.ru 5 Введение Программа развития Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 Фрунзенского района Санкт – Петербурга (далее Программа) разработана в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа как проект перспективного развития ГБДОУ детский сад №8 призвана: обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса; консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения ДОУ для достижения цели Программы. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом ГБДОУ детский сад №8 является высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования. Проекты, представленные для реализации плана Программы развития, рассчитаны на весь период с 2020 по 2024 годы ее реализации. Программа создана с учетом запросов родителей и социума на дошкольное образование воспитанников ДОУ. 6 Информационно – аналитическая справка Общие сведения об ОО Наименование ГБДОУ в соответствии с Уставом – документ подтверждающий статус Историческая справка Лицензия Срок действия лицензии Юридический адрес Фактический адрес, телефон Адрес электронной почты Сайт учреждения Учредитель Административное управление Тип здания (Краткая характеристика здания, территории) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Фрунзенского района Санкт- Петербурга ГБДОУ детский сад №8 Фрунзенского района Санкт - Петербурга Функционирует с 1959 года как ведомственный ясли – сад «Карбюраторного завода» В 1985 году передан на баланс «Управления образования» Фрунзенского района № 2041–р от 27.11.1995 распоряжение. Образовательное учреждение, зарегистрировано решением Регистрационной палаты Мэрии Санкт-Петербурга №190305 от 28.06.2002 г., реорганизовано путём присоединения к нему ГДОУ д/с №19 Фрунзенского района и ГДОУ д/с №5 Фрунзенского района Санкт- Петербурга. Регистрация проведена в соответствии с распоряжением Комитета по образованию №785 от 17.07.2006 «О внесении изменений в сеть государственных учреждений Санкт Петербурга по Фрунзенскому району. Реконструкции и капитального ремонта не было. № 0983 от 14.05.2014 бессрочно 192102, Санкт – Петербург Волковский проспект, д.20 к 2 литер А 192102, Санкт – Петербург Волковский проспект, д. 20 к 2 литер А, 192007, Санкт – Петербург ул. Расстанная д. 23, литер А, помещения 4Н, 5Н Место расположения исполнительного органа Образовательного учреждения 192102, Санкт – Петербург Волковский проспект, д. 20 к 2 литер А телефон: 490-53-17;766-25-01 gdou8@mail.ru, dou008@edu-frn.spb.ru https://8spb.tvoysadik.ru Комитет по образования СПб и администрации Фрунзенского района Санкт – Петербурга Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель Здание №1 (основное здание) отдельно стоящее типовое двухэтажное кирпичное здание, со своей территорией, оборудованной прогулочными и спортивной площадками. Здание № 2 (вторая площадка) - 2 этажа в жилом доме по ул. Расстанной с муниципальными площадками для прогулок. 7 Модель ГБДОУ Проектная мощность детского сада – 9 групп (количество групп, Фактическая мощность – 9 групп структурных В дошкольном учреждении функционируют: подразделений, 2 группы раннего возраста, дополнительных 3 группы младшего дошкольного возраста, помещений, режим работы 1 группа среднего дошкольного возраста, общий) 2 группы старшего дошкольного возраста, 1подготовительная к школе группа Структурные компоненты: 9 групповых помещений, 2 музыкальных зала, 2 спортивных зала, 2 медицинских кабинета, 1 кабинет заведующего, 1 кабинет старшего воспитателя, 2 кабинета завхоза, 2 пищеблока, 2 прачечных. Все группы оснащены мебелью и игровым оборудованием в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей. Предметно – развивающая среда формируется с соблюдение принципов её построения для каждой возрастной группы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от17.10.2013 образовательными стандартами дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г). 8 I. Информация об эффективности работы ОО Коллектив детского сада начал работу над инновационным проектом «Театрально-игровые технологии по театрализованной деятельности» Предполагаемые сроки реализации проекта (4 года, 2020-2024 гг.) Основная идея инновационного проекта: Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны; ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразие через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонаже, собственных высказываний активизируется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит маленького актера перед необходимостью ясно и четко говорить. Увлеченный замыслом постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в игре можно использовать в повседневной жизни Актуальность выбранной темы заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий. Одним из направлений становления и развития коммуникативной компетентности детей является использование театрально-игровой технологии в детском саду. Используя театрально – игровые технологии, находится решение многих проблем современной педагогики и психологии, связанных с художественным образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, инициативы и самостоятельности. Соответствие деятельности требованиям законодательства. Подготовка к проверке НОКО Подготовка к проверке МКДО Выполнение государственного задания на оказание государственных услуг. В соответствии с государственным заданием на оказание государственных услуг в учреждении сохраняется, контингент воспитанников Возраст 1,6 - 3 3-7 2020-2021 52 173 Учебный год 2021-2022 2022-2023 49 47 196 197 2023-2024 47 197 9 Кадровое обеспечение образовательного процесса Образовательная деятельность осуществляется дошкольного образования ГБДОУ. соответствии с Образовательной программой Образовательное учреждение на 100% укомплектовано педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом. Показатель Высшее образование Среднее профессиональное Уровень квалификации Высшая квалификационная категория Первая квалификационная категория Соответствие занимаемой должности Количество педагогов 21 человек 11 10 7 13 - Один педагог награжден Знаком «Почетный работник общего образования» Кадровая характеристика ГБДОУ детский сад №8 o заведующий ГБДОУ – 1 o заместитель заведующего по АХЧ – 1 Общее количество педагогических работников – 21 человек: старший воспитатель – 1 воспитатель – 15 музыкальный руководитель – 2 инструктор по физической культуре Укомплектованность кадрами – 100 %. Средний возраст педагогов – 43 года. Режим работы регламентирован Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного учреждения: 12 часовой режим работы (с 7.00 до 19.00) выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные в соответствии с установленными законам РФ. Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. Режим дня детей в учреждении разработан для каждой возрастной группы с учетом требований СанПиН. Обеспечение доступности качественного образования. Сеть возрастных групп осталась прежней. На настоящий момент, функционируют 9 общеобразовательных групп и дополнительные помещения (1 - физкультурный зал, 2 – музыкальных зала). Работа с педагогическим коллективом по повышению их квалификации в области охраны и 10 укрепления здоровья: педсовет на тему «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»; консультации: «Роль семьи в оздоровлении детей», «Профилактика гриппа в ДОУ в период эпидемии», презентация «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», смотр – конкурс лучший спортивный уголок «Укрепляем здоровье детей» семинары «В здоровом теле – здоровый дух». Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда: установлена противопожарная сигнализация; разработаны инструкции по охране труда; разработаны планы бесед с детьми по правилам безопасности, в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений включена парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; разработаны перспективные планы обучения детей правилам дорожной и пожарной безопасности. 1). Создание системы государственно – общественного управления. Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом ГБДОУ детского сада №8 Фрунзенского района Санкт – Петербурга и строится на принципах единоначалия и самоуправления (см. устав). Обеспечение высокого качества реализации образовательной программы Педагоги ГБДОУ ежегодно принимают участие в районных профессиональных конкурсах: В 2019 году стали призерами районных конкурсов. Дети также являются победителями и призерами различных районных и городских конкурсов. В 2019 г в учреждении прошло открытое мероприятий для педагогов образовательных учреждений Фрунзенского района, Педагоги образовательного учреждения имеют публикации из опыта работы в средствах массовой информации на образовательных сайтах сети Интернет, выступают на различных городских и всероссийских конференциях. Анализ реализации сетевого взаимодействия Социальные партнеры Детская библиотека №12 «Краеведческий центр» Фрунзенского района Санкт-Петербурга МО «Волковское» Фрунзенского района Санкт-Петербурга Территориальная организация профсоюза Фрунзенского района Санкт - Петербурга Результативность Организация интерактивных мероприятий для детей старшего дошкольного возраста Организация выездных спектаклей с разнообразной тематикой актуальной для детей дошкольного возраста. Организация различных спортивных мероприятий с родителями и детьми. Организация экскурсий для детей и сотрудников ДОУ. Организация конкурсов для сотрудников ДОУ, экскурсий, обучение ответственных сотрудников по охране труда, предоставление билетов для детей и сотрудников в театры Санкт –Петербурга. 11 ІІІ Информация о потребностях субъектов образовательной деятельности и лиц, заинтересованных в образовании, на территории, закрепленной за образовательным учреждением. Дается информация по результатам комиссии по комплектованию. Например, обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,6 – 7(8) лет, очередности на зачисление в ДОО нет. Выявляется наличие повышенной потребности в местах для детей в возрасте от 1,6 до 3 лет. И т.д. Потребности родителей Наличие потребности в группе кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1,6 до 2лет на базе второй площадки по адресу: Расстанная ул., д. 23 Потребности педагогов Обеспечение успешного освоения педагогических технологий, а также обеспечение условий для реализации потребности в трансляции опыта Обеспечение условий для повышения квалификации педагогов Обеспечение индивидуального педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ Потребности детей Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром Формирование духовно – нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества Формирование потребности в здоровом образе жизни. 12 SWOT – анализ потенциала развития образовательной организации. Внутренняя среда. Сильные стороны Внешняя среда. Сильные стороны. (стратегия развития). привлечение внимания общества и органов гос.власти к проблемам детского конкурентоспособность ДОО; сада и дошкольного образования; удовлетворенность родителей работой ДОУ увеличение уровня доходов работников сферы образования; взаимодействие с ИМЦ Фрунзенского района и др. организациями; сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников; и т.д. Внутренняя среда. Слабые стороны Угрозы. (стратегия компенсации). нестабильная экономическая ситуация в Внедрение Профстандарта и стране; цифровизация образования могут создать недостаточная готовность и психологическое напряжение у части включенность родителей в управление педагогического коллектива; качеством образования детей через объективное ухудшение здоровья общественно – государственные формы поступающих в ДОУ детей отрицательно управления; сказывается на получении ими недостаточное финансирование системы образования; качественного образования; некоторые педагоги затрудняются в проектировании индивидуальной образовательной траектории дошкольников; не до конца отлажен механизм оказания платных дополнительных образовательных услуг; нет притока молодых специалистов в ДОУ 13 SWOT – анализ дает возможность выделить следующие стратегические направления в развитии образовательной организации: Модернизация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, с учетом Профстандарта. Создание системы взаимодействия с социальными партнерами; Привлечение родителей к участию в образовательной деятельности через реализацию проектов; Обеспечение развития кадрового потенциала ДОУ; Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Оптимальный сценарий развития ДОУ. Развитие ДОУ предполагает дальнейшее устойчивое развитие сильных сторон в инновационном пространстве их реализации, преодолевая слабые стороны, т.е. дальнейшее развитие достижений ОУ. Оптимальный сценарий развития ОУ включает: - краткое описание сценарной сути развития ОУ; - возможности, которые ОУ может использовать при реализации сценария; - ограничения, которые необходимо учитывать при реализации сценария; - риски, которые могут возникнуть в ходе реализации сценария; - последствия позитивные - результаты по итогам реализации сценария; - последствия негативные - результаты по итогам реализации сценария; - действия по реализации сценария; - общая оценка актуальности, реалистичности и рисков реализации сценария. Механизмы реализации Программы. Программу развития ОО планируется реализовывать на нескольких организационных уровнях: Уровень реализации Персональный (индивидуальный) уровень Групповой уровень Общий (учрежденческий) уровень Социальный уровень Административный уровень Потребитель (участники) Ребенок, педагог, родитель Группы ДОУ, педагоги группы, родители воспитанников группы Администрация ДОУ, педагог – психолог, родительский комитет и др. Учреждения образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта. ОО администрации Фрунзенского района 14 Концепция Программы развития Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющей ребенку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий ребенка и педагога, ребенка и родителей, педагога и родителей. В этой связи перед работниками ДОУ встала задача создания единой системы образовательной оздоровительного процесса, построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и личностно-ориентированной организации педагогического процесса, направленного на оздоровление и развитие ребёнка. В ДОУ образовательный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира ребёнком. Модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой: o Право каждого ребёнка на получение дошкольного образования в соответствии с его особенностями. o Признание самоценности периода детства каждого ребёнка, его уникальности и неповторимости. o Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация различных способов, форм, методов, их адаптация к условиям ДОУ). В основе концепции развития ДОУ лежит возможность: комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе; интеграции детей с различным состоянием здоровья, уровнем развития, для достижения максимального качества образовательного процесса; создания целостной системы, в которой все этапы работы с ребёнком были бы взаимосвязаны. Личностные «компоненты» нашей образовательной системы – дети, родители и педагоги. 15 Ребёнок в нашей системе рассматривается как активный субъект образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребёнок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищённо и уверенно. В общении с ребёнком необходимо помнить слова известного педагога Я. Корчака: «Каждый ребёнок - это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймёт». Концепция нашего учреждения содержит понятия, позволяющие реализовать принцип развивающего образования и показатели психического развития как становление деятельности, сознания и личности ребёнка. Основные мероприятия по реализации Программы развития Задачи: 1. Развивать систему органов самоуправления ДОУ, обеспечивая государственнообщественный характер управления; 2. Провести маркетинговые мероприятия по выявлению запросов родителей на дополнительные образовательные услуги; 3. Расширить количество и разнообразие платных дополнительных услуг в ДОУ; Направления развития 202020222023Ответственный 2022 2023 2024 уч.год уч.год уч.год 1.Развивать систему органов самоуправления ДОУ, обеспечивая государственнообщественный характер управления Внесение изменений в нормативные Заведующий акты ДОУ и разработка новых локальных актов, регулирующих организацию работы органов самоуправления ДОУ в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Р.Ф.» и в соответствии ФГОС ДО Организация работы по приведению Заведующий в соответствие с требованиями старший ФГОС ДО должностных инструкций воспитатель педагогического состава Делопроизводитель Обеспечение открытости участия органов самоуправления в управлении ДОУ через официальный САЙТ Разработка системы материального Заведующий, стимулирования педагогов в заместитель соответствии с показателями заведующего по эффективности АХР, комиссия по распределению стимулирующих выплат Разработка и реализация проектов и Творческая группа, 16 программ, соответствующих инновационному направлению развития ДОУ Оценка реализации ФГОС ДО старший воспитатель Заведующий, старший воспитатель 2.Провести маркетинговые мероприятия по выявлению запросов родителей дополнительные услуги Создание рабочей группы для Заведующий, проведения и обобщения результатов старший исследования воспитатель Размещение запросов родителей на Делопроизводитель официальном САЙТЕ 3.Скорректировать образовательный процесс с ФГОС, основной образовательной программой 4.Разработать мониторинг развивающего оценивания реализации ООП ДО Создание механизма Заведующий, обеспечивающего контроль за старший качеством реализации ОПП ДО воспитатель ( комплексная оценка качества образования) Проведение методических мероприятий с педагогическим коллективом по изучению и методическому обеспечению ООП дошкольного образования Старший воспитатель Отслеживание динамики развития каждого ребенка с заполнением индивидуальных карт Разработка положения о внутреннем мониторинге качества образования. Старший воспитатель, педагоги Старший воспитатель, творческая группа Старший воспитатель, творческая группа Разработка индивидуальных маршрутов развития детей по выполнению ООП. Заключение договоров сетевого взаимодействия по определенным направлениям образовательной программы Заведующий 5.Обеспечивать доступные условия для получения дошкольного образования разными категориями детей. Изучение опыта работы по теме «Создание адаптивной среды» Разработка методических рекомендаций по работе с разными категориями детей Заведующий, Старший воспитатель, педагоги Заведующий, Старший воспитатель, 17 Приобретение оборудования для работы с разными категориями детей педагоги Заместитель заведующего по АХЧ Старший воспитатель Старший воспитатель Внедрение в образовательный процесс технологий работы с детьми с ОВЗ Разработка новых образовательных практик по работе с детьми с ОВЗ Создание банка методических Старший рекомендаций по ЗОЖ воспитатель 6.Повышать профессиональную компетентность педагогического коллектива 7.Стимулировать профессиональную самоорганизацию деятельности педагогов, поддерживать инициативу и творчество 8.Внедрить профессиональный стандарт педагога 9.Активизировать использование в образовательном процессе интерактивных технологий и электронных образовательных ресурсов 10.Мотивировать педагогов к повышению квалификационной категории Реализация основной образовательной программы Составление плана повышения квалификации педагогов Заведующий, Старший воспитатель, Педагоги, специалисты Старший воспитатель Старший воспитатель Старший воспитатель Стимулирование самообразования педагогов в области внедрения ФГОС ДО Заведующий Активизация работы с молодыми педагогами Старший воспитатель Организация методического сопровождения педагогов для обеспечения соответствия требованиям Профессионального Старший воспитатель Участие педагогов в дистанционных и других внешних курсах, в том числе по переподготовке в соответствии с ФГОС ДО Проведение семинаров практикумов 18 стандарта педагога в ДОУ Разработка системы материального стимулирования педагогов в соответствии с показателями эффективности Участие членов педагогического коллектива и подготовка воспитанников к участию в конкурсах разного уровня, муниципальном, региональном, федеральном Создание сайтов педагогов Повышение квалификационного ценза педагогов (Высшая и первая категория 100%) Заведующий, Старший воспитатель, комиссия по распределению стимулирующих выплат Старший воспитатель, педагоги, специалисты Педагоги Заведующий, Старший воспитатель, 12.Осваивать эффективные технологии социального партнерства и взаимодействия в интересах ребенка-дошкольника Разработка проектов взаимодействия ДОУ с социальными партнерами Педагоги Педагоги Организация цикла мероприятий для родителей по воспитанию детей с учётом индивидуальных особенностей Совершенствование наглядно – информационных( информационно – ознакомительных, информационно – просветительских) форм работы с семьёй Использование ресурсов социокультурной среды (библиотеки, музеи и др) для обогащения образовательного процесса Создание информационно – коммуникативной среды, обеспечивающей повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей (Сайт ДОУ) Педагоги Педагоги Старший воспитатель, Педагоги, делопроизводитель 13.Обогащать предметно – пространственную развивающую среду и материальнотехническую базу ДОУ согласно требованиям ФГОС ДО Постоянное отслеживание состояния Заведующий, 19 пространственной предметноразвивающей среды в соответствии с ФГОС ДО, ее модернизация и развитие Приобретение игрушек и методического обеспечения в соответствии с образовательной программой (ФГОС ДО) Приобретение оборудования для центров групп Пополнение среды материалами для работы с разными категориями детей Дополнение учебно – методического комплекта образовательной программы Заместитель заведующего по АХЧ, Заведующий хозяйством, Старший воспитатель Заведующий, Заместитель заведующего по АХЧ, Старший воспитатель Заведующий, Заместитель заведующего по АХЧ, Старший воспитатель Заведующий, Заместитель заведующего по АХЧ, Старший воспитатель, педагоги Заведующий, Старший воспитатель Целевые показатели эффективности Программы развития. Программа развития обеспечит: • условия для достижения относительно высокого уровня дошкольного образования в рамках ФГОС ДО; • психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса через использование инновационных технологий в образовательной деятельности; • повышение эффективности системы работы по сохранению и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений; • условия, способствующие развитию профессиональных компетенций педагогов; • формирование устойчивой системы сотрудничества ДОУ, семьи, социума для обеспечения эффективного развития дошкольного образования. Взаимодействие детей, родителей и педагогов 1. Достижение модели «выпускник детского сада» – в идеальном приближении личность духовно, физически здоровая, социально активная, способная управлять своими потребностями и мышлением 2. Повышение качества образовательного процесса, построенного на принципах взаимоуважения сотрудничества и партнерства между взрослыми и 20 Организация образовательного процесса Повышение качества образовательных услуг детьми 3. Достижение положительной динамики в снижении заболеваемости воспитанников, выработка привычек здорового образа жизни. 4.Повышение качества консультативной помощи родителям по выявлению и развитию способностей детей дошкольного возраста. 5.Реализация права непосредственного участия в образовательном процессе ДОУ 1. Создание условий для успешного освоения новых педагогических технологий, поддержка инновационной деятельности педагогов. 2. Использование педагогами инновационных образовательных технологий. 3. Построение единого сообщества «родители – дети – педагоги – социальные институты детства» с целью обеспечения возможности каждому дошкольнику реализовать свои способности. 4. Построение воспитательного пространства, обеспечивающего формирование патриотического сознания и гражданского поведения, духовно нравственного социальной потенциала, активности. 1. Выполнение социального заказа с учетом приоритетных государственных и региональных направлений развития образования. 2. Расширение системы сотрудничества с социальными партнерами по вопросам развития и самореализации детей дошкольного возраста. 3. Повышение статуса учреждения среди дошкольных образовательных учреждений города и района, получение качественно новых результатов образования План материально - технического обеспечения Программы № п/п Мероприятия Этапы и сроки выполнения 1. Оснащение методического кабинета в соответствии с ФГОС ДО Приобретение дидактического, игрового материала для оснащения ППРС в соответствии с ФГОС ДО Выполнение предписаний 2020-2024 2 3. 2020-2024 До 2024 Сведения об источниках, формах, привлечения трудовых трудовых, Материальных ресурсов для их реализации Исполнители Источник финансирования СГЗ, СИЦ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель СГЗ, СИЦ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ, старший воспитатель СГЗ, СИЦ Заведующий, заместитель 21 4. 5. 6. 7. 8. контролирующих органов Приобретение мебели в помещения ДОУ заведующего по АХЧ До 2024 СГЗ, СИЦ Закупка оборудования для прачечной, пищеблока, закупка посудомоечных машин Ремонтные работы: - канализации; - кладовой; - медицинского кабинета; - замена дверных блоков. 2020 СГЗ, СИЦ 2020 СГЗ, СИЦ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Закупка посуды для пищеблока, закупка посуды для детей, замена дверных блоков ПСД на ремонт помещений 2020-2022 СГЗ, СИЦ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ 2020 СГЗ, СИЦ 2020 СГЗ, СИЦ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующей по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующей по АХЧ Заведующий, заместитель 9 ПСД видеонаблюдение на 10 ПСД на АПС и СОУЭ 2020 СГЗ, СИЦ 11 ПСД на охранную сигнализацию 2020 СГЗ, СИЦ 12 ПСД на ремонт крыши 2021 СГЗ, СИЦ 13 ПСД на ограждение 2022-2023 СГЗ, СИЦ 14 Закупка пианино электрических 2020 СГЗ, СИЦ 15 Закупка экрана проектора 2020-2021 СГЗ, СИЦ 16 Закупка СИЗ 2020 СГЗ, СИЦ 17 Ремонт окон 2020 СГЗ, СИЦ 18 Монтаж видеонаблюдения 2020-2022 СГЗ, СИЦ 19 Монтаж АПС и СОУЭ 2020-2022 СГЗ, СИЦ и Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ 22 20 Монтаж сигнализации 21 2020-2022 СГЗ, СИЦ Установка ограждения 2020-2022 СГЗ, СИЦ 22. Ремонт крыши 2020-2022 СГЗ, СИЦ 23 Закупка ноутбуков для групп 2020-2024 СГЗ, СИЦ 24 Закупка интерактивной доски, интерактивного стола Замена противоположных дверей 2020-202 СГЗ, СИЦ 2020-2022 СГЗ, СИЦ 25 охранной заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующей по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат) Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой учреждение, имеющее опыт работы по созданию условий для реализации ООП ДО развития детей с 1,6 до 7 (8) лет, их социализации и самореализации. Перспектива новой модели учреждения предполагает: 1. постоянное развитие учреждения; 2. обеспечение преемственности дошкольного образования и начального общего образования; 3. личностно-ориентированную систему образования и помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, индивидуализированностью подходов; 4. расширение участия коллектива, родительского актива в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; 5. принципиально новую предметно-пространственную развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» возможность самостоятельного поведения и развития инициативы детей. 6. коррекционной вариативностью, Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития. Наличие механизма управления реализацией Программы развития ДОУ. Система управления Программой развития ДОУ предполагает формирование механизмов для поддержания процесса устойчивого развития дошкольного учреждения. Структура управления Программой развития состоит из следующих основных элементов: 23 Творческая развития группа Основные направления работы Программы 1.Содействие становлению стратегической направленности в деятельности детского сада; 2 Содействие развитию управленческих навыков у руководителей проектов и программ; 3. Формирование финансовой, экономической, правовой и управленческой компетентности у сотрудников, имеющих влияние на развитие образовательной ситуации в дошкольном учреждении; 4. Анализ состояния детского сада; 5. Организация и проведение практических семинаров, связанных с реализацией Программы развития ДОУ; 6. Консультационная поддержка педагогических инициатив; 7. Участие в разработке нормативных документов, касающихся развития дошкольного учреждения Педагогический совет учреждения. Непосредственное руководство реализацией Программы развития осуществляет администрация дошкольного образовательного учреждения 1. Экспертиза направленности и содержания образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении. 2. Участие в разработке нормативно-правовой документации по вопросам развития детского сада. 3. Оказание информационной и интеллектуальной поддержки педагогическим инициативам, проектам и программам 4. Ежегодный отчет по реализации основных мероприятий Программы развития Система контроля выполнения основных разделов программы Контроль по внедрению Программы организуется и проводится в определенной последовательности. Цель контроля - объект контроля - разработка плана контроля - сбор информации-первичный анализ изученного – выработка рекомендаций - проверка исполнения рекомендаций. Изучение конечных результатов реализации Программы включает в себя несколько этапов: o Сбор информации с помощью воспитателей, родителей, воспитанников (в виде анкетирования, тестирования - взрослые, в процессе наблюдений - воспитанники). o Изучение документации. o Обработка полученной информации. o Обсуждение на Педагогическом совете, Родительском совете полученных данных, их анализ и интеграция. o Утверждение на Педагогическом образовательного процесса; o совете направлений корректировки Родительском совете - способов взаимодействия ДОУ и семьи. 24 o Закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта. o Разработка рекомендаций. Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение при реализации Программы требуется на: расходы на оплату труда работников, реализующих Программу; расходы на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио и видео материалов, средств обучения, в том числе, материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов), приобретения обновляемых образовательных ресурсов, в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет; расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности; иные расходы, связанные с реализацией Программы Критерии результативности. Показатели Образовательная среда Ресурсы образования Критерии 1. Оснащённость образовательного процесса учебно – методическими пособиями и оборудованием в соответствии ФГОС ДО, доступность материалов для свободного инициативного действия детей. 2. Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию. 3. Соответствие требованиям СанПиН. 1. Доля педагогических работников имеющих первую квалификационную категорию, от общего педагогического коллектива – 75%. 2. Доля педагогических работников имеющих высшую квалификационную категорию, от общего педагогического коллектива – 25 %. 3.100% обучение педагогических работников на курсах по оказанию первой помощи. 4.Ежегодное участие педагогов в районных мероприятиях конкурсах, соревнованиях. Образовательные результаты детей 1.Количество воспитанников, потребности которых 25 Внешняя оценка (родители, учредитель) удовлетворены (динамика детского развития, результаты различной детской активности); успешное обучение воспитанников ГБДОУ в школе; успешность воспитанников и выпускников в разных областях деятельности( победы в конкурсах разной направленности, спортивных соревнованиях) 2. Реализация возможности индивидуального подхода к детям: разработка индивидуальных маршрутов: разработка индивидуальных учебных планов. 1. Удовлетворённость родителей (законных представителей) реализацией образовательной программой. 2. Выполнение государственного задания. 26