ДОП Говорушки

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА
Педагогического совета
Протокол № 1 от 29.08.2024

УТВЕРЖДЕНА
Приказ № 113 –ОД от 30.08.2024

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «ГОВОРУШКИ»
Срок освоения: 2024-2025 учебный год

Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Срок освоения: 56 дней

Разработчик:
Ермакова Наталья Владимировна
педагог дополнительного образования

Санкт –Петербург
2024
1

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической
направленности «ГОВОРУШКИ» для коррекции речевых нарушений у детей 5 -7 лет (далее
– Программа), относится к типу коррекционно-развивающих, реализуется в соответствии с
социально-педагогической направленностью образования и учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление
всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти
изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и
содержания, что вызывает необходимость разработки современных коррекционнообразовательных технологий, обновления содержания работы для детей 5-7 лет по
коррекции различных речевых расстройств.
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без
формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и
учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение
звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда
причин этот процесс затягивается, мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна
для окружающих: отдельные звуки не произносятся, искажаются, пропускаются или
заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают
общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в
развитии.
Речь - это сложная функция, ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль
на развитие речи оказывает влияние окружающих, так как ребенок учится говорить на
примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста
слышал речь правильную, отчетливо звучащую. Ребенок с хорошо развитой речью легко
вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания,
задать вопросы, договориться со своими сверстниками в совместной игре. И наоборот,
нечеткая речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает
тяжелый отпечаток на его характер. Осознание своего речевого дефекта обычно вызывает
различные негативные эмоциональные состояния, чувство собственной неполноценности.
Ребенок становится замкнутым, робким, происходит снижение речевой активности.
Нормативно - правовое обеспечение программы











Конституция Российской Федерации (с изм. и доп.);
Федеральный закон об образовании (№ 273 от 29 декабря 2012 года).
Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016);
Образовательная программа ГБДОУ №8 Фрунзенского района
Устава ГБДОУ №8 Фрунзенского района
Программа развития ГБДОУ №8 Фрунзенского района
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016г. №№ 11);
2

Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г.№196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программа»
 Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г.№533 «О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
 Письмо Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».

«Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей» (под редакцией
Т.Б.Филичёвой, Г.В.Чиркиной»;
 «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (под редакцией
Т.Б.Филичёвой, Г.В.Чиркиной»;
 «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (Издание третье, переработанное и
дополненное в соответствии с ФГОС ДО, автор — учитель-логопед высшей
квалификационной категории, Н. В. Нищева. 2014).
«Программа» составлена на основе авторских систем логопедических занятий:
1. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР
/Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.;
2. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием /Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.-М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2000;
3. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте
детей старшего дошкольного возраста «Учим ребёнка говорить и читать» / С.П. Цуканова,
Л.Л. Бетц, 2007;
4. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В.
Коноваленко, С.В. Коноваленко;
5. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями «Развиваем фонематическое восприятие»/ Н.М. Миронова «Издательство
ГНОМ и Д, М.2008.


3

Актуальность программы
За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую
патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и
приоритетными становятся вопросы оказания специализированной логопедической помощи.
Реализация стратегии на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями становится
возможной при условии создания специальных условий образования. И, как известно, чем
раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поздно организованная работа с
ребенком с проблемами в развитии не всегда приводит к полной компенсации его дефекта,
снижая в будущем уровень его социальной адаптации. В настоящее время в России идет
становление новой системы социального сопровождения детей.
Новизна
Данная программа разработана для реализации в Государственном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении детский сад №8 Фрунзенского района. Основной
акцент в работе сделан на гибкое удовлетворение образовательных запросов и
потребностей детей на образовательные услуги; обеспечивает реализацию идей
дополнительного образования на основе оказания психолого-педагогической
поддержки каждому ребенку с учетом его индивидуальности, составлена на основе
концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, что
способствует более эффективному решению задач в преодолении речевых нарушений у
детей.
Цели и задачи программы
Цель программы: коррекция нарушений речи детей в возрасте 5 -7 лет, с учётом их
речевых, возрастных, индивидуальных особенностей.
Поставленная цель Программы достигается при решении следующих задач:
Образовательные:

Усвоить основные лексические единицы языка

Сформировать полноценные произносительные навыки,

Сформировать полноценные фонетические представления на базе
развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений,

Оптимизировать развитие лексико-грамматического строя речи,

Совершенствовать навыки связного высказывания,

Научить использовать в собственной речи продуктивные модели
словоизменения и словообразования;

Предупредить нарушения чтения и письма в дальнейшем, при обучении
в школе;

Овладеть на практике нормами речи в различных формах и видах
детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный
процесс и взаимодействие специалистов.
Коррекционно-развивающие:

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к
восприятию и воспроизведению звуков.

Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков,
отсутствующих/дефектно произносимых.

Развивать фонематические процессы,

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
мышление) в играх и специальных упражнениях.

Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
4

Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям, даже потребность
в них. Сформировать положительную мотивацию.

Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.

Активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом
элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральных).


Отличительные особенности программы
Данная Программа является модифицированной и составлена в соответствии с
Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273ФЗ, Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного
образования. Содержание коррекционного процесса выстроено в соответствии с
модифицированной программой «Программа логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) и
современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности
дошкольного периода детства; на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку с
ограниченными возможностями здоровья и направлено на его всестороннее развитие,
формирование духовных и общечеловеческих ценностей у детей старшего дошкольного
возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, структуры нарушения.
Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий
языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с
речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при
обучении в школе, а также его социализации.
В основе данной Программы лежат следующие принципы:

принцип индивидуальности,

принцип доступности,

принцип интеграции.
Организация образовательной деятельности
Категория и возраст воспитанников: дети в возрасте 5 -7 лет, имеющие нарушения
речи.
Срок реализации программы: 7 месяцев

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут, что
составляет академический час. («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации дополнительного образования детей» - СанПиН 2.4.4.3172 – 14.
(VIII.Требования к организации образовательного процесса. 8.2., 8.5.) – 56 часов.
Форма занятий: приоритет отдается индивидуальным занятиям с возможным
объединением детей с учётом сходных состояний и динамики продвижения в
коррекционных занятиях в подгруппах (5 человек) на период автоматизации и
дифференциации звуков.

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество часов
№

Название раздела темы

Теория

Практика

Всего

Форма
аттестации,
контроля

Первичное комплексное
логопедическое
обследование.

-

2

2

Тематический,
констатирующий

Подготовительный этап

1

8

9

Текущий,
педагогическое
наблюдение

Постановка
отсутствующего в речи
звука

1

7

8

Текущий,
педагогическое
наблюдение

Автоматизация
поставленного звука.

24

Дифференциация
поставленного
автоматизированного
звука.

10

24

Текущий,
педагогическое
наблюдение

10

и

Текущий,
педагогическое
наблюдение

Итоговое
комплексное
логопедическое
обследование

1

2

3

Итого

3

53

56

Итоговый:
мониторинг
уровня
обучения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Первичное комплексное логопедическое обследование.

Практическая часть.
Комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путём
всестороннего и полного изучения речи, её отдельных компонентов, с учётом данных
развития личности с раннего возраста.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 2. Подготовительный этап
Теоретическая часть. Знакомство с органами артикуляции и их основными движениями.
Практическая часть.
6

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов ребенка к восприятию и
воспроизведению нарушенного звука, а именно:
а) заинтересовать ребёнка логопедическими занятиями, вызвать потребность в них;
б) познакомить с органами артикуляционного аппарата их основными движениями;
в) развивать слуховое восприятие, внимание, память, фонематические процессы в играх и
специальных упражнениях;
г) развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственные представления в
играх и специальных упражнениях;
д) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
е) развить мелкую моторику.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 3. Постановка отсутствующего в речи звука
Теоретическая часть. Постановка отсутствующего в речи звука
Практическая часть.
Формирование точного артикуляционного уклада для правильного произношения
дефектного звука в изолированном звучании, закрепление слухового, кинестетического
образа звука, в процессе развития восприятия речи; формирования фонематических
процессов; развития артикуляторной моторики; работы по непосредственной постановке
звука смешанным способом.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 4. Автоматизация поставленного звука.
Теоретическая часть. Автоматизация поставленного звука.
Практическая часть.
Закрепление правильного произношения поставленного звука изолированно, в
звукоподражаниях, слогах, словах, предложениях, стишках, потешках, рассказах, в
спонтанной речи. Развитие фонематических процессов, формирование и развитие
артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики. Формирование практических
умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 5. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.
Теоретическая часть. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.
Практическая часть.
Формирование умения различать на слух и по артикуляции поставленного звука со
смешиваемым. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 6. Итоговое комплексное логопедическое обследование
Теоретическая часть. Обследование по результатам коррекционной работы
Практическая часть.
Комплекс мероприятий, направленных на определение степени овладения компонентами
языковой системы: усвоения основных лексических единиц языка, формирования полноценных
произносительных навыков, полноценных фонетических представлений на базе развития
фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений.
Формы контроля: Итоговый: мониторинг уровня обучения.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЕЙ
ПРОГРАММЕ «ГОВОРУШКИ».
Год
обучения

Дата
начала

Дата
окончания

Количество
учебных

Количество
учебных

Количество
учебных

Режим занятий
7

2024 –
2025 год

занятий
02.11.2024

занятий
29.05.2025

недель
28

дней
56

часов
56

2 раза в неделю
по 1
академическому
часу

Методы и формы отслеживания результативности обучения
Программа использует следующие методы оценки результативности:
Первичная комплексная логопедическая диагностика – учитель-логопед проводит
диагностику состояния речевого развития детей, используя специальные диагностические
методы и приёмы (выявление состояния устной речи в форме сопряжено-отраженной и
самостоятельной речи ребенка). Изучает результаты медицинского обследования по
документации, предоставленной родителями (законными представителями): историю
развития ребенка, заключения специалистов, что помогает сориентироваться в структуре
нарушения и создать условия для его коррекции.
Опираясь на полученные результаты, специалист осуществляет индивидуальный
подход в вопросах планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с
реальными потребностями ребенка.
Итоговая комплексная логопедическая диагностика – проводится по результатам
логопедической коррекции с целью оценки динамики, качества и устойчивости результатов
коррекционной работы с детьми. Определение дальнейших коррекционно-образовательных
перспектив ребенка.
Результативность коррекционной работы определяется подведением итогов в
форме психолого-педагогической диагностики: комплексного логопедического обследования
ребенка, которое позволяет оптимизировать процесс индивидуального обучения; определить
результаты обучения после прогноза; свести к минимуму диагностические ошибки.
Планируемые результаты
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов;
подготовительный, этап постановки звуков, этапы автоматизации и дифференциации звуков.
В результате успешного освоения программного содержания ребенок узнает и
научится:

понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук»,
«звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;

четко дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;

производить элементарный звуковой анализ и синтез;

владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
чтении стихов.
Будут сформированы: навыки связного высказывания, положительная мотивация к
активной коммуникации.
8

Оценочные материалы (диагностический инструментарий)
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
2. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника.
3. Большакова С.Н. Логопедическое обследование детей 3-6 лет.
4. Новиковская О.А. Большой альбом по развитию малыша от 4 до 7 лет.
5. Володина В.С. Альбом по развитию речи.
Учебно-методический комплекс
Занятия проводятся в индивидуальной форме в специально оборудованном
логопедическом кабинете, оснащенном наглядным и демонстрационным материалом.
Коррекционная работа с детьми с нарушением речи требует оснащения
многочисленными специальными методическими пособиями и дидактическими
материалами, техническими средствами обучения. Используется комплексный подход в
выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы.
В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их
заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются
различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит
успешность освоения детьми разделов и тем программы.
Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу,
инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия может
быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж, анализ
артикуляторных и акустических характеристик звука, звукового/слогового состава слова.
Наглядные методы активное использование данной группы методов во многом
определено возрастными особенностями детей, занимающихся по ПРОГРАММЕ.
Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов
(слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь, способствует более прочному
закреплению новых условных связей при формировании артикуляции звуков, навыков
звукового и слогового анализа и синтеза.
Практические методы являются основными в реализации данной образовательной
программы, обеспечивая непосредственное ознакомление дошкольников с артикуляторным
укладом и акустическими характеристиками звуков, умения анализировать звукобуквенные
связи, овладеть навыками, лежащими в основе формирования письменной речевой
деятельности в будущем.
Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей
представлений и практических умений, посредством включения игровых заданий и
упражнений (дыхательная гимнастика, артикуляторная гимнастика).
Частично-поисковый
(эвристический)
метод основан
на
самостоятельной
деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления
противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а также поиск путей решения
этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий
помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного
результата, основанные на гибком использовании простых и сложных форм звукового
анализа, активизации словарного запаса (смысловая догадка, актуализация конкретных
семантических полей).
Оборудование кабинета
Настенная доска
Доска с металлическим покрытием, позволяющим использовать ее для письма
мелом и для размещения картинок с фиксацией их магнитами.
Наборное полотно представляет собой основу с карманами для картинок, табличек,
рисунков и другой информации, выставляемой для демонстрации.
Дидактические пособия
9

Пособия для развития мелкой моторики, дыхания, дидактические пособия и игры,
основанные на методике наглядного моделирования.
Пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции
звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, просодических компонентов
речи.
Пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия,
развития сенсорных способностей, мыслительных процессов, формирования временных
представлений. Задания на группировку и классификацию предметов, формирование
обобщающих понятий.
Качественный текстовой и иллюстративный материал: стихи, сказки, потешки,
считалки, пословицы и поговорки, азбуки в стихах.
Натуральные предметы и муляжи, предметы-заместители и модели, картинки,
схемы, карточки с заданиями, логопедический инструментарий.
Список использованной литературы.
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Волкова, Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2009. 703 с.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических
рекомендаций. - СПб., 2000
Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. - М., 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФНР. - М., 1998
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
СПБ., 2001.
Лопухина И. В. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб 1995.
Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста
с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.

10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЕЙ ПРОГРАММЕ «ГОВОРУШКИ»
Задачи:
Образовательные:

Усвоить основные лексические единицы языка

Сформировать полноценные произносительные навыки,

Сформировать полноценные фонетические представления на базе
развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений,

Оптимизировать развитие лексико-грамматического строя речи,

Совершенствовать навыки связного высказывания,

Научить использовать в собственной речи продуктивные модели
словоизменения и словообразования;

Предупредить нарушения чтения и письма в дальнейшем, при обучении
в школе;

Овладеть на практике нормами речи в различных формах и видах
детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный
процесс и взаимодействие специалистов.
Коррекционно-развивающие:

Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к
восприятию и воспроизведению звуков.

Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков,
отсутствующих/дефектно произносимых.

Развивать фонематические процессы,

Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память,
мышление) в играх и специальных упражнениях.

Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:

Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям, даже потребность
в них. Сформировать положительную мотивацию.

Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.

Активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом
элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми (в том числе моральных).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
11

Тема 1. Первичное комплексное логопедическое обследование.
Практическая часть.
Комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путём
всестороннего и полного изучения речи, её отдельных компонентов, с учётом данных
развития личности с раннего возраста.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 2. Подготовительный этап
Теоретическая часть. Знакомство с органами артикуляции и их основными движениями.
Практическая часть.
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов ребенка к восприятию и
воспроизведению нарушенного звука, а именно:
а) заинтересовать ребёнка логопедическими занятиями, вызвать потребность в них;
б) познакомить с органами артикуляционного аппарата их основными движениями;
в) развивать слуховое восприятие, внимание, память, фонематические процессы в играх и
специальных упражнениях;
г) развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственные представления в
играх и специальных упражнениях;
д) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
е) развить мелкую моторику.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 3. Постановка отсутствующего в речи звука
Теоретическая часть. Постановка отсутствующего в речи звука
Практическая часть.
Формирование точного артикуляционного уклада для правильного произношения
дефектного звука в изолированном звучании, закрепление слухового, кинестетического
образа звука, в процессе развития восприятия речи; формирования фонематических
процессов; развития артикуляторной моторики; работы по непосредственной постановке
звука смешанным способом.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 4. Автоматизация поставленного звука.
Теоретическая часть. Автоматизация поставленного звука.
Практическая часть.
Закрепление правильного произношения поставленного звука изолированно, в
звукоподражаниях, слогах, словах, предложениях, стишках, потешках, рассказах, в
спонтанной речи. Развитие фонематических процессов, формирование и развитие
артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики. Формирование практических
умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 5. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.
Теоретическая часть. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.
Практическая часть.
Формирование умения различать на слух и по артикуляции поставленного звука со
смешиваемым. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование
фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Формы контроля: опрос, наблюдение.
Тема 6. Итоговое комплексное логопедическое обследование
Теоретическая часть. Обследование по результатам коррекционной работы
Практическая часть.
Комплекс мероприятий, направленных на определение степени овладения компонентами
языковой системы: усвоения основных лексических единиц языка, формирования полноценных
12

произносительных навыков, полноценных фонетических представлений на базе развития
фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений.
Формы контроля: Итоговый: мониторинг уровня обучения.

Оценочные и методические материалы
Учебно-методический комплекс
№
п
/
п
1

Название темы
(базовые
разделы)

Форма
проведения
занятий

Методы и приемы
проведения занятий

Первичное
комплексное
логопедическое
обследование.

Индивидуальная
Практическая
деятельность

2

Знакомство с
органами
артикуляции и
их основными
движениями.

Подгрупповая.
Практическая
деятельность

Инструктаж.
Показ практических
действий.
Самостоятельная и
совместная работа
Показ практических
действий.
Самостоятельная и
совместная работа

3

Постановка
отсутствующего
в речи звука

Подгрупповая.
Индивидуальная
Практическая
деятельность

Показ практических
действий.
Самостоятельная и
совместная работа

4

Автоматизация
поставленного
звука.

Подгрупповая.
Индивидуальная
Практическая
деятельность

Показ практических
действий.
Самостоятельная и
совместная работа

5

Дифференциаци
я поставленного
и
автоматизирован
ного звука.

Подгрупповая.
Индивидуальная
Практическая
деятельность

Показ практических
действий.
Самостоятельная и
совместная работа

Дидактические
материалы,
техническая
оснащенность
Набор сюжетных
картинок.
Альбом
логопеда.
Набор – схема
«Артикуляционн
ая гимнастика».
Набор картинок.
цветные
карандаши,
Работа на
индивидуальных
листах.
Наборы
демонстрационно
го материала.
Ватные палочки,
шпатель.
Цветные
карандаши.
Игры на развитие
мелкой моторики
рук.
Набоы картинок.
Д/игра «Найди
звук». Восковые
мелки.
Раскраски.
Набор картинок
и картотек.
Индивидуальные
задания на
листах.
Раздаточный

Форма
подведения
итогов
Опрос.
Наблюдение.

Практическая
работа,
наблюдение

Практическая
работа,
наблюдение

Практическая
работа,
наблюдение
Практическая
работа,
наблюдение

13

6

Итоговое
комплексное
логопедическое
обследование

Индивидуальная
Практическая
деятельность

Показ практических
действий.
Самостоятельная и
совместная работа

материал
«Буквы».
Фломастеры.
Наборы картинок
по лексическим
темам.
Набор сюжетных
картинок.

Практическая
работа,
наблюдение

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».