Образовательная программа_ФК Мяч для ДС 8 (Фрунз.район)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физического развития детей «Футбольный клуб Мяч»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: СПОРТИВНАЯ
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год

составитель (разработчик): Шестаков Е.И.
педагог дополнительного образования

г. Санкт-Петербург 2024г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................................ 3
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................................................................................................ 5
1.2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ...................................................................................................................... 5
1.2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА: .............................................................................. 5
2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ............................................................................................ 8
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ....................................... 9
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ................................................... 9
3.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПРОГРАММЫ .................................... 9
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ............................................................................................................... 10
4.1. УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОГРАММ ............................................................................................... 16
5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОПРОГРАММАМ ........................... 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:.............................................................................................................................................................. 17

2

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.
Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и
государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка.
Направленность образовательной программы «Футбольный клуб Мяч» - физкультурноспортивная. За основу использовалась авторская программа «Мини-футбол для групп начальной
подготовки», составленная авторским коллективом Кузнецова В.А., Драча С.А., Парфенова В.А.,
Терюхова В.Г.
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе
тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность,
обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и
черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь,
активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом благодатная почва для развития двигательных качеств.
Актуальность программы состоит в том, что традиционная система физического
воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения
необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения
их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по
физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной
работы.
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования,
способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию
жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля
ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
Новизна программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации
личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и
культивировании уникальности личности несовершеннолетних, создании условий, благоприятных
для развития спортивной индивидуальности личности ребенка.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств,
которых нет (или они слабо выражены) у основного:
 личностная ориентация образования;
 профильность;
 практическая направленность;
 мобильность;
 разноуровневость;
 реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности
обучающихся.
Программа призвана осуществлять две исключительно важные функции:
 создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации
успеха»;
 способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:
 демократизация учебно-воспитательного процесса;
 формирование здорового образа жизни;
 саморазвитие личности;
 создание условий для педагогического творчества;
 поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими
вида спорта.
Цель программы - оздоровление, физическое и психическое развитие занимающихся на
основе их творческой активности; формирование здорового образа жизни, привлечение детей к
систематическим занятиям физической культурой и спортом.
3

Задачи программы для детей 3-7 лет:
Обучающие:
 формирование представлений о виде спорта - футбол, его возникновении, развитии и
правилах соревнований;
 формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;
 формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов (с учётом желания
самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или
нападающего);
Развивающие:
 развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты,
ловкости и координации движений;
 развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;
Воспитательные:
 воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои действия перед
коллективом;
 воспитание взаимопомощи и трудолюбия.
Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что основой
подготовки занимающихся является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов,
но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития
дошкольников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к данному виду спорта.
Физические нагрузки распределяются с учётом возрастных особенностей детей.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Условия набора детей:
Для обучения принимаются дети вне зависимости от их способностей, уровня физического
развития, не имеющие медицинского противопоказания.
Сроки реализации программы:
Изучение программного материала рассчитано на 1 год.
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в спортивном зале. Продолжительность занятий - 2 раза в неделю. Весь
учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом
комплектования групп секции по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное
расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Формы проведения занятий:
 групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
 медико-воспитательные мероприятия;
 тестирование;
 участие в соревнованиях, матчевых встречах.
Методы обучения на занятиях:
 Словесный - объяснение терминов, новых понятий.
 Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и
видео материалов.
 Практический - выполнение обучающимися практических заданий и упражнений.
 Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние
обучающихся.
Способы определения результативности:
В ходе учебно-тренировочной работы тренер систематически ведет учет успеваемости
обучающихся через:
 текущий контроль: тестирование, опрос;
 промежуточный контроль: в середине учебного года, по оценке уровня подготовленности и
овладения специальными навыками обучающиеся сдают нормативы, указанные в таблице
для 1 или 2 года обучения;
 итоговый контроль: выступление на соревнованиях разного уровня.
4

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

2

1

1

Формы аттестации
(контроля)

Теоретическая
подготовка
Охрана труда и техника
безопасности
Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Техническая
подготовка

38

30

8

зачет

5

1

4

зачет

18

2

16

зачет

7.

Соревновательная
подготовка,
контрольные
нормативы

2

1

1

зачет

8.

Всего часов

64

34

30

зачет

1.
2.
3.
4.
5.

В процессе занятий

зачет
зачет

1.2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА:
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ.

1.

Теория:
 беседа на тему «спорт, как система воспитания».
 просмотр чемпионата России по футболу.
 просмотр видеозаписей игры в футбол за рубежом.
Практика:
 просмотр чемпионата России по футболу.
 просмотр видеозаписей игры в футбол за рубежом.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ. ЗАКАЛИВАНИЕ.

2.

Теория:
 составление личного распорядка дня и режима питания.
Практика:
 обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и закаливающие процедуры.
 посещение бассейна.
ДИАГНОСТИКА.

3.


4.

тестирование
ПРАВИЛА ИГРЫ В ФУТБОЛ.

Теория:
 опрос на знание обязанностей капитана команды.
5

Практика:
 просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
5.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

Теория:
 общие теоретические знания о выполнении и содержании упражнений .
Практика:
 упражнения с набивным мечом(1-2 кг.)
 акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд, кувырок
назад из приседа).
 упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа сгибание и
разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз).
 лёгкоатлетические упражнения.
 подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с преодолением
препятствий.
 спортивные игры. Ручной мяч.
 специальные упражнения для развития быстроты.
 специальные упражнения для развития ловкости.
6.

ТЕХНИКА ИГРЫ В ФУТБОЛ.

Теория:
 анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях.
 техника передвижения- бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным
шагом; повороты во время бега налево и направо.
Практика:
 удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
 удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней
и внешней частью подъёма по неподвижному мячу.
 остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча - на месте,
в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий.
 ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы:
правой, левой ногой поочерёдно.
 обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его
подошвой партнёру, находящемуся сзади.
 отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому
адресована передача мяча.
 вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага.
 техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в
сторону приставным, с крестным шагом и скачками на двух ногах.
 ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота
без прыжка и в прыжке.
7.

ТАКТИКА ИГРЫ В ФУТБОЛ.

Теория:
 упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному
сигналу.
 тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на
футбольном поле.
 тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа
остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
6

Практика:
 тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно
и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар.
 тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению
опекаемого игрока и противодействие получению им мяча.
 тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
 тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных
ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру
(после ловли).
 учебные игры.
8.

СОРЕВНОВАНИЯ ПО ФУТБОЛУ.

Теория:
 общие сведения о соревнованиях.
Практика:
 выступления проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий по
правилам игры в «малый футбол».

7

2.

Ф. И.
ребенка

Ведение мяча ногой

По
прямой







ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

Остановка
мяча

Отбор мяча

Удар по
мячу
носком и
внутренней
стороной
стопы

Удар
ногой по
мячу по
воротам

«змейкой»

1) ведение мяча по прямой и «змейкой»:
«выполнил» - 3 балла / « не выполнил» - 0 баллов;
2) остановка мяча, отбор мяч, удар по мячу носком и внутренней стороной стопы:
3 балла – упражнение выполнено без ошибок,
2 балла – упражнение выполнено с незначительными ошибками,
1 балл – упражнение выполнено с грубыми ошибками,
0 баллов - упражнение не выполнено;
3) удар ногой по мячу по воротам (3 попытки)
3 балла – 3 попадания
2 балла – 2 попадания
1 балл – 1 попадание,
0 баллов – нет попаданий.
Формы проведения итоговой реализации программы:
участие в соревнованиях между учебными группами;
участие в товарищеских играх;
участие в матчевых встречах;
открытые занятия;
спартакиады.

8

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Спортивное оборудование и инвентарь:









стойки для обводки мячей - 15 штук;
стойки для подвески мячей- 2 штуки;
переносные мишени- 2 штуки;
переносные ворота;
маты гимнастические;
форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь);
мячи футбольные -15 штук;
мячи волейбольные и баскетбольные.

3.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ





учебно-демонстрационные плакаты;
видеофильмы;
ноутбук;
CD-диски.

9

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

1

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Знакомство обучающихся друг с
другом. Выявление уровня
первичной подготовки детей в
данном виде деятельности.
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.

История развития футбола в России. Значение и
место футбола в системе физического
воспитания. Закаливание. Режим и питание
спортсмена. Общие понятия о гигиене. Личная
гигиена. Гигиеническое значение водных
процедур. Гигиенические основы режима
учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня и
его значение для юного спортсмен

Втягивающая тренировка.
Специальные упражнения.

Ходьба - обычная, на носках с разным
положением рук, на пятках, на внешней и
внутренней стороне стопы, с высоким
подниманием колена (бедра).

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Октябрь

Ходьба широким шагом, приставным шагом
правым и левым боком, лицом вперёд, спиной
Техническая подготовка.
вперёд, гимнастическим шагом, перекатом с
пятки на носок; ходьба в «полуприседе».
Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое
покрытие с разбега (высота до 40 см.).
Техническая подготовка.
Обманные движения с места - движение влево,
с уходом вправо и наоборот;
Удар по неподвижному и движущемуся мячу
правой и левой ногой внутренней стороной
Техника удара по мячу.
стопы, внутренней и средней частями подъёма)
по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м.
Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая
Бег,
изучение
упражнения
колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая
«квадрат».
прямые ноги вперёд, мелким и широким шагом.
Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в
Упражнения
для
развития чередовании с ходьбой, прыжками, с
быстроты.
изменением темпа. Непрерывный бег в течение
2-3 минут.
Основные способы развития
Ходьба в разных направлениях: по кругу, по
специальной физической
прямой с поворотами, змейкой, врассыпную
подготовки.
Бег в колонне по одному, по двое, старты из
Основные способы развития
разных исходных положений, в разных
специальной
физической
направлениях, с разными заданиями, с
подготовки.
преодолением препятствий.
Остановка мяча ногой (внутренней стороной
Упражнения с мячом.
стопы, подошвой) катящегося навстречу.
Удар по неподвижному мячу внутренней
стороной стопы. Остановка катящегося мяча
Упражнения с мячом.
подошвой. Совершенствование перемещения
приставным шагом.
Закрепление удара по неподвижному мячу
Закрепление защитной стойки.
внутренней стороной стопы. Перемещение в
Перемещение приставным
защитной стойке спиной вперёд. Закрепление
шагом.
остановки катящегося мяча подошвой.
Совершенствование защитной
Совершенствование удара по неподвижному
стойки. Закрепление
мячу внутренней стороной стопы. Закрепление
перемещения приставным шагом. перемещения в защитной стойке спиной вперёд.
10

14

Удар внешней частью подъёма.

15

Упражнения
быстроты.

16

Техническая подготовка.

17

Ноябрь

для

развития

Удар внешней частью подъёма.

18

Закрепление приёма катящихся
мячей внутренней стороной
стопы.

19

Совершенствование удара
внешней частью подъёма.
Совершенствование приёма
катящихся мячей внутренней
стороной стопы.

20

Техники отбивания мяча.

21

Перебрасывание набивных
мячей.

22

Групповые упражнения с
переходами.

23

Общеразвивающие упражнения.

24

Общеразвивающие упражнения.

Совершенствование остановки катящегося мяча
подошвой.
Совершенствование перемещений в защитной
стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей
внутренней стороной стопы.
Бег со средней скоростью на 80-120м (2-4 раза)
в чередовании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз
по 10 м. Бег на скорость: 30м.
Прыжки через 6-8 набивных мячей
последовательно через каждый; на одной ноге
через линию, верёвку вперёд и назад, вправо и
влево, на месте и с продвижением.
Совершенствование перемещений в защитной
стойке спиной вперёд. Приём катящихся мячей
внутренней стороной стопы.
Лазание по гимнастической стенке с
изменением темпа, сохранением координации
движений, использованием перекрёстного и
одноимённого движения рук и ног,
перелезанием с пролёта: на пролёт по
диагонали. Отбор мяча (отбивание ногой в
выпаде).
Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамейке,
продвигаясь вперёд; прыжки на двух ногах с
продвижением вперёд по наклонной
поверхности. Ведение мяча (средней и внешней
частью подъёма) только правой или только
левой ногой по прямой, между стойками
(змейкой) и движущихся партнёров.
Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за
головы (расстояние 3-4м), из положения, сидя
ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча
вверх, о землю, ловля его двумя руками (не
менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с
хлопками, поворотами. Отбивание; мяча правой
и левой рукой поочерёдно на месте и в
движении.
Прыжки с высоты 40см, в длину с места (около
100см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с
места, доставая предмет, подвешенный на 25-30
см выше поднятой руки ребёнка, с разбега; (не
менее 50см).
Построение самостоятельно в колонну по
одному, в круг, шеренгу. Перестроение в
колонну по двое, трое, по четыре на ходу, из
одного круга в несколько.
Упражнения для кистей рук, развития и
укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать
руки вверх, вперёд, в стороны, вставая на носки
(из положения стоя, пятки вместе, носки врозь),
отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к
стенке; поднимать руки вверх из положения
руки к плечам.
Поднимать и опускать плечи; энергично
разгибать согнутые в локтях руки (пальцы
сжаты в кулаки), вперёд и в стороны; отводить
локти назад (рывки 2-3 раза) и выпрямлять руки
в стороны из положения руки перед грудью.
11

25

Декабрь

Техника передвижения.

Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии
с места из положения ноги вместе,
параллельного расположения ног на дальность,
и в коридор шириной 2м.
Удар по неподвижному и движущемуся мячу
правой и левой ногой внутренней стороной
стопы, внутренней и средней частями подъёма)
по воротам, в стену с расстояния от 2 до 4м.

26

Ведение мяча внутренней частью
подъёма. Удар пяткой.

Остановка мяча ногой (внутренней стороной
стопы, подошвой) катящегося на встречу.

27

Закрепление ведения мяча
внутренней частью подъёма.
Закрепление удара пяткой.

Ведение мяча (средней и внешней частью
подъёма) только правой или только левой ногой
по прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров

28

Выбрасывание мяча руками.

Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии
с места из положения ноги вместе,
параллельного расположения ног на дальность,
и в коридор шириной 2м.

29

Закрепление ведения внутренней
и внешней стороной стопы.

Ведение мяча (средней и внешней частью
подъёма) только правой или только левой ногой
по прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров.

30

Совершенствование ведения
мяча.

Ведение мяча (средней и внешней частью
подъёма) только правой или только левой ногой
по прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров.

31

Ведение мяча носком.

32

Закрепление техники ведения
мяча.

33

Январь

Общеразвивающие упражнения с
предметами.

34

Общеразвивающие упражнения с
предметами.

35

Общеразвивающие упражнения с
предметами.

36

Подвижные игры и эстафеты.

Приём катящихся мячей внутренней стороной
стопы с переводом за спину.
Обманные движения с места - движение влево,
с уходом вправо и наоборот.
Упражнения с набивными мячами броски друг
другу одной рукой от правового и левого плеча.
Броски одной и двумя руками через голову.
Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с
поворотом кругом. Упражнения с
волейбольными, футбольными, теннисными
мячами, гимнастическими палками, скакалкой.
Упражнения на месте (стоя, сидя, лёжа) и в
движении.
Упражнения в парах, в группах с передачами,
бросками и ловлей мяча. Упражнения с
короткой и длинной скакалкой: прыжки на
одной и обеих ногах, с вращением скакалки
вперёд и назад, прыжки с поворотами, прыжки в
приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами: броски и ловля
мяча после подбрасывания вверх, удара о
землю, в стену, на месте, в прыжке, после
кувырка в движении.
Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с
сопротивлением, на внимание, координацию
движений.
12

Подвижные игры и эстафеты.

37

38

Февраль

Упражнения для развития
ловкости.

39

Упражнения для развития
скоростно-силовых качеств.

40

Упражнения для развития
скоростно-силовых качеств.

41

Тактика нападения.

42

Тактика нападения.

43

Тактика защиты.

44

Тактика защиты.

45

Тактика вратаря.

Эстафеты встречные и круговые, с
преодолением полосы препятствий из
гимнастических снарядов, переноской,
расстановкой и собиранием предметов,
переноской груза, метанием в цель, бросками и
ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных
сочетаниях перечисленных элементов.
Прыжки со скакалкой два вращения – один
прыжок; жонглирование теннисных мячей (2-3
шт.). Подвижные игры: «Караси и щука»,
«Третий лишний», «День» и «ночь», «Пустое
место», «Волк во рву», «Салки простые»,
«Белые медведи». Подвижные игры
неспецифическими средствами футбола.
Упражнения с набивными мячами, гантелями,
на тренажерном оборудовании. Переноска и
перекладывание груза. Упражнения с
резиновым амортизатором и др. «Многоскоки» с
ноги на ногу; с двух на две, тройной и пятерной
с места, многоразовые до 10 раз. Выпрыгивание
вверх из приседа.
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног,
выполняя в прыжке поворот направо и налево.
Имитация ударов ногами по воображаемому
мячу в прыжке. Многократные броски
набивного мяча весом до 2 кг вверх в прыжке и
ловля (мяч зажат спотами ног).
Выбор момента и способа передвижения для
«открывания» на свободное место с целью
получения мяча. Эффективно использовать
изученные технические приемы, способы и
разновидности для решения тактических задач в
зависимости от игровой ситуации.
Взаимодействие с партнерами при равном
соотношении с соперником, используя короткие
и средние передачи. Взаимодействие двух и
трех игроков. Комбинации в парах:
«скрещивание». Начало и развитие атаки из
стандартных положений.
Взаимодействие в обороне при численном
большинстве сил соперника, осуществляя
правильный выбор позиции и страховку
партнеров. Организация противодействия
комбинациям «скрещивание». Закрепление
умения взаимодействовать в обороне при
выполнении противником стандартных
комбинаций. Закрепление умения организации и
построение «стенки».
Организация обороны по принципу зонной
защиты. Выбор позиции и взаимодействия
игроков при атаке противника флангом и через
центр. Углубленное разучивание и закрепление.
Подвижные и спортивные игры по упрощенным
правилам. Учебные и тренировочные игры 3х3,
4х4, 5х5, применяя в них изученный
программный материал.
Закрепление умения организовать построение
«стенки» при пробитии штрафного и
свободного ударов вблизи своих ворот;
13

подсказывать партнерам при обороне, как
занять правильную позицию.

46

Март

Интегральная подготовка.

47

Интегральная подготовка.

48

Интегральная подготовка.

49

Изучение техники игры вратаря,
точный бросок в цель. Игра.

50

Отбор мяча перехватом в
движение.

51

Ввод мяча вратарем рукой,
чеканка мяча, квадрат.

52

Ведение мяча + удар по воротам.
Игра

53

Развитие координационных
способностей. Ведение + удар по
воротам, квадрат. Двусторонняя
игра.

54

55

Апрель

Прием мяча различными частями
тела. Игра.

Передачи мяча. Игра в большой
квадрат.

Упражнения интегрального характера: передачи
мяча в парах в движении с использованием
комбинации «скрещивание» с
последовательным ударом по цели. Игры: 2
против 1, 3 против 1,4 против 2 с целевыми
заданиями.
Организация атаки при использовании
противником обороны по принципу зонной
защиты и организация обороны по принципу
зонной защиты. Выбор позиции и
взаимодействия игроков при атаке от ворот,
выбор позиции и взаимодействие игроков при
обороне, атака противника от своих ворот.
Обучение игре в квадратах 3 х3, 4х4, 5х5 с
одним нейтральным. Учебные и тренировочные
игры 3х3, 4х4, 5х5, используя полученные
навыки по заданию тренера.
Ведение игры по избранной тактической
системе и ее вариантов; взаимодействия игроков
всех тактических линий команды; умения
переходить в ходе состязания к другому
варианту игры.
Умение выдерживать высокий темп игры,
правильно распределяя силы игроков вовремя
состязания; менять темп, ритм и характер игры
в зависимости от создавшейся в состязании
ситуации; разумно сочетать индивидуальные и
коллективные действия.
Быстрота развития атаки из глубины обороны;
создание численного превосходства в атаке за
счет быстрых перемещений игроков, получения
мяча, освобождаясь от персональной опеки
соперника и после передачи мяча партнеру.
Перекрывание всех игроков команды соперника
после потери мяча, стараясь возможно быстрее
вновь овладеть мячом; взаимопонимание и
взаимостраховку; создание численного
превосходства в обороне.
Быстрота организации атак, выполнение
продольных и диагональных, средних и
длинных передач. Тактические комбинации со
сменой игровых мест в ходе развития атаки.
Создание численного перевеса в атаке за счет
подключения полузащитников и крайних
защитников. Острота действия в завершающей
фазе атаки.
Определение направления возможного удара,
занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.
Определение направления возможного удара,
занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
14

56

Изучение финтов, применение
при сопротивлении защитника.

57

Удары – с разбега, с места, с
подачи партнера, с одного шага.

58

Двусторонняя учебная игра.

59

Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы и
подошвой. Бег в сочетании с
ходьбой.

60

Упражнение змейка + удар по
воротам. Игра.

61

Общеразвивающие упражнения в
парах, бег с мячом.

62

Май

Разбор игроков. Комбинация
«стенка».

63

Совершенствование комбинации
«стенка».

64

Итоговое занятие. Сдача
контрольных нормативов

игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.
Слаженность действий и взаимостраховки при
атаке численно превосходящего соперника.
Усиление обороны за счет увеличения числа
обороняющихся игроков.
Создание численного перевеса в атаке за счет
подключения полузащитников и крайних
защитников. Острота действия в завершающей
фазе атаки.
Слаженность действий и взаимостраховки при
атаке численно превосходящего соперника.
Усиление обороны за счет увеличения числа
обороняющихся игроков.
Ведение мяча (средней и внешней частью
подъёма) только правой или только левой ногой
по прямой, между стойками (змейкой) и
движущихся партнёров.
Определение направления возможного удара,
занимая в соответствии с этим занимать
наиболее выгодную позицию и применяя
наиболее рациональные технические приемы
игры на выходах. Быстрая организация атаки,
руководство игрой партнеров по обороне.
Ловля, переводы и отбивания различных мячей,
находясь в воротах и на выходе из ворот,
обращая внимание на быстроту реакции, на
амортизирующее (уступающее) движение
кистями и предплечьями при ловле мяча, на
мягкое приземление при ловле мяча в падении.
Броски руками и выбивания мяча ногами на
точность и дальность.
Вбрасывание мяча из различных исходных
положений с места и после разбега на точность
и дальность вбрасывания, для остановки его
изученными приемами стоящему и
двигающемуся партнеру.
Вбрасывание мяча из различных исходных
положений с места и после разбега на точность
и дальность вбрасывания, для остановки его
изученными приемами стоящему и
двигающемуся партнеру.

15

4.1. УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОГРАММ
Программа предоставляется государственным общеобразовательным организациям,
государственным профессиональным образовательным организациям, государственным
образовательным организациям высшего образования, государственным организациям
дополнительного образования детей, подведомственным Департаменту образования и науки города
Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ на вводном,
ознакомительном, базовом и углублённом уровнях (Приказ Департамента образования города
Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в
редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от 30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г.
№ 30, от 21.12.2018г. №482)).

5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО
ПРОГРАММАМ
Уровень – ознакомительный (доп. общеразвивающая программа, которая предоставляется
жителям города Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 3 до 7 лет). Срок освоения программы
составляет не менее 3 месяцев, время обучения – 2 часа в неделю. Результатом обучения является
освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25%
обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:








К концу обучения дети должны знать:
историю зарождения футбола.
правила ведения счета в футболе;
значение разминки, утренней зарядки, режима дня, дыхательных упражнений;
спортивную терминологию;
правила поведения и технику безопасности на спортивной площадке;
вести мяч ногой произвольно любым способом (правой, левой), по извилистой линии, по
коридору, между предметами, обводя их
выполнять удары по мячу с места, с разбега, с попаданием в цель, останавливать (принимать)
мяч во время передачи.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».