05.12.2021
Игры на развитие памяти и внимания в детском саду
Подготовила: Спиридонова С.Г.
Игры на развитие памяти и внимания у детей 2-3 лет
«Кто с рогами?».
Цель игры: развивать память, внимание. Описание: воспитатель, рисуя животных, например, зайца, козу, корову, оленя, кошку, лису, собаку, «забывает» нарисовать рога (уши, хвосты) тем, у кого они должны быть. Предложить ребенку показать этих животных, дорисовать рога (уши, хвосты). Если дорисовать недостающие части тела животных ребенку сложно, закончить рисунки самим. Повторить, какие из животных дикие, а какие домашние. Кто где живет; кто как «кричит». «Что умеет делать кошка?». Цель игры: развивать речь, память, внимание. Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных животных. Описание: показать ребенку картинку с изображением животного и спросить, что умеет делать это животное. Например, кошка - мяукает (изобразить), ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т. п. Цель игры: развивать воображение, речь, память, навыки сопоставления. Описание: предложить ребенку изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т. п.), придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится в квартиру? А вот в эту коробку (показать) она поместится? А в сумку? А в карман?» (Пусть ребенок сам придумает места, куда можно пристроить кошку.) «Я вижу цветок». Цель игры: развивать внимание, память. Описание: предложить ребенку угадать, о каком цветке пойдет речь. На прогулке выбрать растение и, не показывая его ребенку, описать. Потом попросить ребенка найти цветок. Например: «Я вижу цветок с желтой серединкой и белыми лепестками». (Ромашка.) Можно описывать деревья, птиц, животных. «Диван или тарелка?». Цель игры: развивать внимание, навыки классификации предметов. Описание: если взрослый называет предмет посуды, ребенок хлопает в ладоши. Если предмет мебели - топает ногой. Перечисляя предметы, называть объекты из других категорий вещей, например: фрукты или овощи, одежду или обувь и т. п. «Вспомни и покажи». Цель игры: развивать память, внимание. Игровой материал и наглядные пособия: 4 карточки с разными картинками (зайчик, цветок, солнышко). Описание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка: «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!» Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру. «За покупками». Цель игры: развивать память, внимание, навыки обобщения предметов по их свойствам. Описание: сделать импровизированный «магазин» с широким ассортиментом «товаров». Предложить ребенку сходить за «покупками». Перечислить то, что необходимо купить: «Сходи в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора». И т. п. Сначала список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество вещей увеличивается. Если ребенок не справляется с заданием, помочь ему, сходить в «магазин» вместе, выбирая покупки, провести сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен». И т. п. Можно играть в «специализированные» магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары». «Собери картинку». Цель игры: развивать память, внимание, мелкую моторику. Игровой материал и наглядные пособия: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета. Описание: разрезать картинку пополам, показать ребенку, как из двух половинок можно составить целое изображение. Усложняя задание, разрезать картинку на четыре части, но желательно, чтобы в этом случае перед глазами у ребенка была картинка-образец. Помочь ему, комментируя свои действия: «Это что такое? Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т. д. «Зайцы бывают...». Цель игры: развивать внимание, координацию движений. Описание: взрослый описывает какое-нибудь животное, а ребенок должен изобразить его действием, например: «Зайцы бывают длинноухие (машет руками над головой, изображая уши), прыгучие (прыгает), маленькие (присаживается на корточки)». «Веселый заяц». Цель игры: развивать внимание, координацию движений, моторику. Игровой материал и наглядные пособия: 2 мягкие игрушки. Описание: объяснить ребенку, что игрушка педагога будет показывать движения, а игрушка ребенка должна их повторить. Затем поменяться ролями. Педагог читает веселое стихотворение: Шаг ногой, теперь - другой. Покивай мне головой. Помаши передней лапой, Покажи, как машешь папе. Вправо, влево наклонись, Не зевай и не ленись! |
Игры на развитие внимания у младших дошкольников
«Какой игрушки не хватает?»
Цель игры: развитие зрительной памяти, объема внимания.
Условия. Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем
попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек.
Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить:
ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество
игрушек.
«Что слышно?»
Цель игры: развитие произвольного внимания, устойчивости.
1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит
за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно,
с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними
происходило.
«Найди такой же»
Цель игры: развитие произвольного внимания.
Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по
цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было
интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно
же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру,
увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
«Что изменилось?»
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.
Условия. Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку
рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну
из игрушек.
Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно
усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру
в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
«Гимнастика внимания»
Цель игры: развитие произвольного внимания.
Правила: раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть вы ребята не зевайте
слушайте, что вам скажу и при этом покажу. Называя, части своего тела,
показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем
начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.
«Самый внимательный»
Цель игры: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.
Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен
запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий
отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен
сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все
игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.
«Кто позвал?»
Цель игры: развитие внимания, слухового восприятия.
Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает
спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет
назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.
«Что нового?»
Цель игры: развитие произвольного внимания.
Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по
очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая
картину.
В это время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают
глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем
дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.
«Ухо – нос»
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам.
По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за
нос.
«Карлики и великаны»
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.
Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны»
- встать.
«Игра с флажками»
Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый
флажок – хлопнуть в ладо ши, синий – шагать на месте.
Игры на развитие внимания.
«Хлопни в ладоши».
Цель игры: Развивать устойчивость и переключение внимания.
Ребенку
предлагается хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например,
животное. После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз
приседать, когда услышит слово, обозначающее растение.
Затем объединить первое и второе задание, т.е. ребенок приседает, когда слышит
название растения, и хлопает к ладоши при произнесении слов, обозначающих
животных. Желательно проводить игру с группой детей.
«Пуговицы».
Цель игры: Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.
«Найди нужный цвет»
Материалы: 30-40 разноцветных геометрических фигур. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.
«Слушай хлопок!»
Цель игры: Развивать активное внимание.
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу.
«Лови – не лови»
Правила этой игры похожи как в игре «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ребенком, что если слово, относится к растениям, то он ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Мебель – не мебель», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и другие.
"Будь внимателен!"
Цель игры: Развивать активное внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Дети маршируют под музыку по кругу. Затем ведущий произносит слово, и дети должны начать выполнять определенное действие:
"Зайчик!" Дети прыгают, имитируя движение зайца
"Лошадки!" Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.
«Раки!" Дети пятятся, как раки спиной.
"Птицы!" Дети бегают, раскинув руки в стороны.
"Аист!" Стоят на одной ноге.
"Лягушка!" Присесть и скакать в присядку.
"Собачки!"
Дети сгибают руки (имитация движения "собака служит") и лают.
"Курочки!" Дети ходят, "ищут зерна" на полу и произносят
"ко-ко-ко".
"Зеваки".
Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания.
Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего ("Стоп!") останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону.
Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончится, когда 2-3 детей остаются в игре.
«Сорока-белобока»
Цель игры: Развивать концентрацию внимания.
Материал: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат. Затем ребенок отворачивается. В это время убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
«Успей дотронуться».
Цель игры: Развивать переключение внимания, речь.
Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».
«Муха»
Цель игры: Развивать устойчивость, распределение, и переключение внимания.
Материал.
Игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина.
Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля,
предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь
«мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать
этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка
игрового поля.
С освоением правил в игру могут играть два ребенка. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее вылета за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.
«Обезьянки».
Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - повторяет все движения первого.
" Четыре стихии".
Цель игры: Развитие слухового внимания
По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками.
"Земля" Дети опускают руки вниз.
"Вода" Дети вытягивают руки вперед
"Воздух" Дети поднимают руки вверх
"Огонь" Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах
«Я беру с собой в чемодан….»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Взрослый начинает игру: "Я еду в отпуск и пакую чемодан. Я возьму с собой зубную щётку!"
Ребенок продолжает: "Я возьму с собой зубную щётку и зубную пасту."
Взрослый: "Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту и красную футболку"
Ребенок:":"Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту, красную футболку и синий карандаш"
Потом взрослый всё это повторяет и добавляет ещё одну вещь. И так до тех пор, пока кто-то не собьётся и перепутает или порядок, или цвет вещей.
«Верно - Неверно»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Взрослый произносит разные фразы- верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.
Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают).
Лед – это замерзшая вода. (Дети хлопают).
Шерсть у зайца рыжего цвета. (Дети топают).
Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают). И т.п.
«Самые внимательные»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх..
«Повтори за мной»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.
«У кого колокольчик?»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.
«Слова»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.
«Что в коробке?»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Детям демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.
«Расскажи, как было»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Детям предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем педагог задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.
«Кто это?»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь.
«Кукла ходит по лесенке».
Цель игры: Развитие слухового внимания
В руках у детей куклы, а у педагога металлофон. Когда звучат низкие ноты – кукла идёт вниз, а когда высокие ноты – Кукла идёт вверх.
«Наседка и цыплята».
Цель игры: Развитие слухового внимания
В руках у педагога наседка – курочка, а у детей – цыплята. Сначала курочка клюёт зёрнышки, а цыплята слушают. А затем цыплятки. Они должны клюнуть столько раз, сколько курочка. Можно повторять медленный темп и быстрый, громко и тихо, в определённом темпе.
«Найди игрушку».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог одному ребёнку завязывает глаза. Одному из детей даёт игрушку. Ребёнок называет детей. Если далеко, дети хлопают тихо, а если близко – громко.
«Где звук?».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети закрывают глаза. Педагог играет на металлофоне, располагая его в различных направлениях – вверху, внизу, справа, слева. Дети отгадывают направление звука.
«Посмотри на мишку».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог с мишкой в руках ходит по всей комнате. У мишки труба, а у детей завязаны глаза. Посмотри на мишку – повернуть голову в ту сторону, откуда звучит мишкина труба.
«Какой инструмент звучит?».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог знакомит детей со звучанием музыкальных инструментов. Дети садятся спиной. Звучит инструмент. Дети называют инструмент.
«Флажки».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог раздаёт флажки, играет на металлофоне. Если металлофон звучит громко, поднять флажки и махать, если тихо – руки лежат на коленях.
«Игра с пальчиками».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог играет (хлопает в ладоши) быстро и медленно. Дети при быстром темпе крутят пальцами быстро, при медленном – медленно. (Хлопать, стучать кулачком о кулачёк, ладонью о стол, ребром ладони, «бежать» пальчиками).
«Ракеты летят на луну».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог помещает в различном направлении звучащий предмет – ракету. Космонавт по радио передаёт сигнал. Дети с завязанными глазами должны направить находящиеся у них в руках ракеты в направлении звучащей игрушки.
«Дождик».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог играет на металлофоне, издавая громкие и тихие звуки. Если звучит тихая музыка – дети гуляют, средней громкости – раскрыть зонтик, громкая – бежать в домик.
«Скажи, что ты слышишь».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог просит детей закрыть глаза. Внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны отвечать полным ответом.
«Жмурки с голосом».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Водящему завязывают глаза. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое, издавая какие – либо звуки. Водящий должен поймать одного из бегающих детей. Когда кто–то пойман, ребёнок должен подать голос, а водящий отгадывает, кого он поймал.
«Солнце и дождь».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог тихо стучит в бубен – солнце, дети гуляют. Громко – дождик, дети убегают в домик.
«Угадай, чей голосок».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Логопед предлагает кому- нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Тот, кого узнали, становится водящим.
«Кто это».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы другие её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать.
«Узнай по звуку».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Играющие, садятся спиной к ведущему. Он производит различные шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку, и не оборачиваясь, говорит ему об этом.
«Улавливай шепот».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Все дети сидят по кругу. Педагог голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если ребёнок не расслышал своё имя, педагог вызывает другого ребёнка.
«Часовой».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Комната делится на две части. С одной стороны становится ребёнок с завязанными глазами – часовой. Все дети с одной стороны должны тихонько перейти на другую сторону. Если часовой услышит шорох, он кричит: «Стой!». Все останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный - выходит из игры.
«Где постучали».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Все дети сидят на стульчиках по кругу. В середину выходит ребёнок и закрывает глаза. Педагог обходит весь круг за спинам детей и кому-то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею об стул и прячет её за спину. Дети кричат: «Пора!». Водящий ищет палочку, если находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идёт водить. А если не находит, продолжает водить.
«Горшочек».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребёнок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребёнок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко.
«Жмурки с погремушкой».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Водящему завязывают глаза. У детей погремушки или колокольчики. Они убегают от водящего. Водящий ловит детей, ориентируясь на звук. Ребёнок, которого поймали, становится водящим.
«Угадай, кто это».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу- мяу» и тп. Водящий должен угадать, кто из детей кричал.
«Лягушка».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, закричала…
Тот на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
«Ветер и птицы».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети делятся на две группы: птички, ветер. При громком звучании музыкальной игрушки будет дуть ветер: «дети-ветер» свободно, но не шумно должны бегать по группе, а другая группа - «птички»: прячутся в свои гнёзда. Ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнёзд и порхать.
«Найди игрушку».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети сидят на стульчиках. Водящий закрывает глаза. Педагог прячет куклу. По сигналу водящий открывает глаза, а дети ему говорят:
Кукла Таня убежала.
Вова, Вова поищи.
Как найдёшь её, то смело
С нашей Таней попляши.
Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется - хлопки стихают.
«Играет – не летает».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети сидят, руки лежат на коленях. Педагог называет предметы и спрашивает: «Летает, не летает?», при этом поднимает руки независимо от того какой это предмет. Если называется предмет который летает – дети должны поднять руку. Если называются предметы, которые не летают – руки поднимать не следует.
«Найди ошибку».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог показывает игрушку или картинку с изображением животного и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые может совершать это животное.
«Угадай, чей голосок».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Играющие сидят. Я один из них становится в круг и закрывает глаза. Педагог не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто позвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто позвал его по имени. Педагог предлагает детям разбежаться по комнате. По сигналу «Бегите в круг» дети становятся в круг. Один ребёнок остаётся в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
«Угадай, где стучит дятел».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог имитирует стук дятла, то тихо, то громко. Дети должны узнать, где стучит дятел – близко или далеко.
«Слушай внимательно».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог ударяет в бубен или хлопает в ладоши. Дети должны присесть столько раз, сколько раз услышали удары в бубен.
«Повтори».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог отхлопывает в ладоши несложный ритм, дети должны его воспроизвести (в ладоши, на бубне или барабане).
«Командир».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог даёт детям различные команды и сопровождает их различными действиями: руки вверх, руки вниз, присесть, встать, руки в стороны, руки опустить и т.п. Если команда сопровождается обращением «командиры», дети выполняют приказ, если нет обращения «командира», дети не выполняют действия. Тот, кто нарушает условия игры, выбывает из игры.
«Что нужно?».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Педагог объясняет детям, что будем играть в игру «Что сажаем в огород?». Педагог называет различные предметы, дети внимательно слушают. Если называется предмет, что сажают огород, дети говорят: «да», если же предмет не тот дети говорят: «нет». Кто ошибается, тот проигрывает.
«Слушаем слова»
Цель игры:
Развитие слухового внимания
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку
надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например,
посуду. Игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка,
ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала, её можно разнообразить. Поиграв несколько минут,
можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия,
например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда
услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово,
обозначающее мебель. Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить,
объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в
ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении
слов, обозначающих животное.
«На стол! Под стол! Стучать!»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Предложите
ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды.
Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для
этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, ребенок будет
повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду,
а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет
руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за
повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так
далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его
путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите:
«Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы
говорите, а не то, что выполняете.
«Нос - пол - потолок»
Цель игры:
Развитие слухового внимания
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать
пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять
палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол.
Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те
команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной
последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно.
Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать
в правильном направлении.
«Собираем урожай»
Цель игры:
Развитие слухового внимания
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов
и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны,
жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать
какой-то один овощ или фрукт. Чтобы было интереснее собирать урожай, можно
выдать корзиночки .Примечание: игры этой серии способствуют развитию
концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо
использовать для сценариев детских праздников.
«Лови - не лови»
Цель игры:
Развитие слухового внимания
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с
группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить
или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно
поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок
привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз
подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово
«Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры,
отбивать мяч он может только во время молчания.
«Сделай правильно»
Цель игры:
Развитие слухового внимания
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным
количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они
должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть
дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как
звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх -
четырех раз.
«Послушай и сделай как я»
Цель игры:
Развитие слухового внимания
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами.
Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по
банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями
- малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме
должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно
постепенно усложнять.
«Умеет ходить или нет»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Договоритесь
с ребенком, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно
слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить,
ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета,
который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч,
огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно
реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически
менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название
летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет.
«Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно
много.
«Говорим шёпотом»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Расставьте
на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите ребенка
за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом,
поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от
ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его
в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания,
говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания,
например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула»,
«Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».
«Тихо - громко»
Цель игры: Развитие слухового внимания
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с
группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на
носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните
детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не
говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также,
чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким
голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте
усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы
тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше
усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» -
говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса
неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под
шёпот и маршировать под громкий голос.
«Колокольный звон»
Цель игры: Развитие слухового внимания
Для игры
понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите ребенку с закрытыми
глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в
колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте
своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика.
Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в
центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в
ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен
только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий
меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.
«Найди повтор»
Цель игры:
Развитие слухового внимания
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам
нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили
какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте
игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши
на втором слове «слон».
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между
повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через
одно - два слова
« Телефон».
Цель игры: Развитие слухового внимания
Дети садятся в ряд. Сидящий первый справа говорит какое-нибудь слово на ухо соседу. Он передаёт слово дальше и т.д. После этого дети, начиная с последнего, должны сказать, какое слово услышали. Ребёнок первый перепутавший переданное слово, садится на самый конец ряда. Остальные таким образом садятся, на одно место ближе к первому. Игра продолжается.
Игра со счетными палочками или спичками.
Цель игры: развитие зрительного внимания
Ребенку предлагают выложить по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.
Игра с разноцветными бусинами.
Цель игры: развитие зрительного внимания
Ребенку предлагается образец или схема нанизывания бус (например, -ОХОХОХО- -ОООХХХООО- -ООХХОХОХХОО-), нитка или проволока, бусинки. Ребенок собирает бусы.
«Отгадай, что я вижу.»
Цель игры: развитие зрительного внимания
При рассматривании книжки с картинками начинается игра - взрослый: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это что-то будет найдено, поменяться ролями, ребенок загадывает.
«Сделай как у меня»
Цель игры: развитие зрительного внимания
Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)
«Расставь как было»
Цель игры: развитие зрительного внимания
Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».
«Дорисуй»
Цель игры: развитие зрительного внимания
Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.
«Найди отличия»
Цель игры: развитие зрительного внимания
Педагог предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.
«Кто быстрее»
Цель игры: развитие зрительного внимания
Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.
«Кто спрятался?»
Цель игры: развитие зрительного внимания
Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»
«Срисовывание по клеточкам»
Цель игры: развитие зрительного внимания
Детям даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
«Найди лишнее»
Цель игры: развитие зрительного внимани
Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).
«Найди букву»
Цель игры: развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание.
Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву надо подчеркнуть. Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку. Затем измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву С».
Для детей 3-ъх летнего возраста подойдут 2 - 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку можно давать тексты из 2 - 3 абзацев.
«Лабиринты»
Цель игры: развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание.
Ребенку показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?” Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти домик, в котором живёт её бабушка.
Сначала предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием, ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта переходят к более сложному.
«Золушка»
Цель игры: развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание.
Для игры понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.
Смешайте по несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в отдельные тарелочки или просто кучки. Чем старше ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать. Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха. Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.
«Найди пару»
Цель игры: развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно распределять и переключать внимание.
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
«Что пропало?»
Цель игры: развитие объема внимания.
Покажите малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек, для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не хватает.
«Что изменилось?»
Цель игры: развитие объема внимания.
Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Найди игрушку»
Цель игры: развитие объема внимания.
Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам. Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка. Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.
«Съедобное – несъедобное»
Цель игры: Развитие моторно-двигательного внимания.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.
«Повторяй за мной»
Цель игры: Развитие моторно-двигательного внимания.
Педагог называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)
«Летает, прыгает, плавает»
Педагог показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дети нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.
«Зимующие и перелётные птицы»
Цель игры: Развитие моторно-двигательного внимания.
Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».
«Овощи и фрукты»
Цель игры: Развитие моторно-двигательного внимания.
Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».
«Запретное движение»
Цель игры: Развитие моторно-двигательного внимания.
Педагог показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
«Поезд»
Цель игры: Развитие моторно-двигательного внимания.
Дети становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едит в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.
«Внимательные ребята»
Цель игры: Развитие моторно-двигательного внимания.
Дети строятся в колону. Взрослый называет различные объекты, после чего каждый ребёнок, который стоит в колоне, должен подбежать к столу, на котором стоит корзина с предметами и выбрать предмет соотвествующего цвета с названым объектом. Например, педагог называет слово «бумага», ребёнок должен подбежать к столу и выбрать из корзины предмет белого цвета – белый мячик, карандаш и т.д.