Поповская Татьяна Андреевна - воспитатель

01.09.2022

Первая квалификационная категория

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

24.11.2023

Аннотация: В настоящей статье раскрывается суть игры как эффективного средства общения детей дошкольного возраста. Ссылаясь на мнение ведущих педагогов, автор подчеркивает ведущую роль игры в жизни ребенка.

Ключевые слова: игра, жизнь, развитие, личность. общение.

В наше время, когда мир стремительно меняется, цифровая экономика и виртуальные технологии становятся все более удивительными, взрослое поколение все больше осознает философскую истину: «Жизнь - это игра!».

И действительно, сегодня игра проникает во все сферы нашей реальности. Для детей игра не просто забава, а способ моделирования взрослой жизни, в процессе которой они учатся взаимодействовать с другими детьми. Именно в игре дети открывают то, что уже давно известно взрослым.

Важным средством социализации личности ребенка – дошкольника, как писал известный педагог К.Д. Ушинский, является игра. «Для дитяти игра - действительность, и она гораздо более интересная, чем та, которая его окружает», т.к. это его собственное произведение.  Игра всегда представлялась универсальным методом обучения, воспитания, развития и главное - средством общения. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка, а в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как важное средство развития дошкольника.

Детская игра является специальным видом деятельности, который способствует формированию основ труда и обучения, приводящих к значительным изменениям в психике и становлении личности ребенка.

В процессе игры ребенок постоянно сталкивается с изменениями в окружающем пространстве, которые являются результатом его игры. Это в свою очередь активизирует его потребность воздействовать на предметы вокруг него и способствует развитию его интеллектуальных, моральных и волевых качеств, которые определяют его будущую личность.

И конечно, игру можно назвать школой социальных отношений, в которой дети должны проявить полученные ими знания и представления об окружающем мире. Важно, чтобы игра была коллективной, и каждый ребенок был вовлечен в нее. Он должен не только следовать своду правил коллективной игры, но и желать играть в то, что хочет вся группа. Играющий дошкольник не только учится понимать других, устанавливать отношения, договариваться и делиться идеями и мыслями, но также выражать свои эмоции и сопереживать.

В процессе игры ребенок получает многие необходимые для жизни навыки, поэтому игра становится для него своеобразной школой жизни – постоянным тренингом. И здесь, особенно   важным аспектом этого процесса является продуктивное общение со сверстниками. Именно в коммуникациях с другими детьми, дошкольник получает бесценный опыт, который определяет его отношения с коллективом во взрослой жизни. Особое значение в практике работы детского сада уделяют ролевым и сюжетно–ролевым играм, где главным становится личностный и межличностный подход, психология отношений. Именно в таких играх ребенок примеряет на себя разные роли, копирует отношения и действия взрослых, а сюжеты он находит в окружающем мире.

В ролевых играх малыш формируется как самостоятельная личность, где в процессе общения со сверстниками, он учится оказывать помощь, проявлять чуткость и внимание, заботиться, проявлять фантазию. При чем, по мере взросления, ребенку    все больше нравится общаться со своими сверстниками.Хочу такой сайт

Так постепенно формируется одна из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста - коммуникативная, которая лежит в основе других компетенций.

И здесь необходимо отметить, что такая проблема, как замена игры на другие виды деятельности может тормозить развитие общения как со сверстниками, так и взрослыми, негативно влияет на эмоциональный интеллект ребёнка, формирование коммуникативной компетенции. Поэтому важная задача воспитателя детского сада становится создание игровой среды, где каждый ребенок имеет свою роль, проявляет свои способности, активность - становится созидателем, получает творческие результаты. Но, конечно, это при условии, что содержание игры соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка.

Следующей задачей педагога детского сада является организация единого игрового пространства: детский сад - семья, чтобы дети могли играть дома, учитывая, что современным родителям сложно найти время на игру. Такой подход помогает дошкольнику учиться подчинять свои внутренние желания определенным требованиям, заданным в саду, развивает при этом дисциплинированность, ответственность, силу воли.

Путем участия в разных играх, дошкольники усваивают социально-нравственные нормы, развивают навыки взаимодействия, учатся контролировать свое состояние и эмоции. Они приобретают первоначальный опыт общения, который с годами будет развиваться и обогащаться.

Игра как искра запускает тонкие процессы «образования» человека: самосовершенствование, саморазвитие, выстраивание духовных ценностей, понимание своих сильных и слабых сторон, профессиональную ориентацию.

И происходит то самое чудо, что дает ребенку игра как уникальный сквозной механизм: постоянную мотивацию стать лучше, а значит - успешнее и счастливее в будущем.

Список использованной литературы.

1. Рукавицына В.В. Роль игровой деятельности в формировании творческих способностей воспитанников ДОО. (Электрон. ресурс) URL: Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/01/13/rol-igrovoy-deyatelnosti-v-formirovanii-tvorcheskih. ( дата обращения: 21.09.23г).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. От 17 октября 2013 г. № 1155 ([Электр. ресурс) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 21.09.23г).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».