01.09.2022
24.11.2023
Аннотация: В настоящей статье раскрывается суть игры
как эффективного средства общения детей дошкольного возраста. Ссылаясь на
мнение ведущих педагогов, автор подчеркивает ведущую роль игры в жизни ребенка.
Ключевые слова: игра, жизнь, развитие, личность.
общение.
В наше время, когда мир стремительно меняется,
цифровая экономика и виртуальные технологии становятся все более удивительными,
взрослое поколение все больше осознает философскую истину: «Жизнь - это игра!».
И действительно, сегодня игра проникает во все сферы
нашей реальности. Для детей игра не просто забава, а способ моделирования
взрослой жизни, в процессе которой они учатся взаимодействовать с другими
детьми. Именно в игре дети открывают то, что уже давно известно взрослым.
Важным средством социализации личности ребенка –
дошкольника, как писал известный педагог К.Д. Ушинский, является игра. «Для
дитяти игра - действительность, и она гораздо более интересная, чем та, которая
его окружает», т.к. это его собственное
произведение. Игра всегда
представлялась универсальным методом обучения, воспитания, развития и главное -
средством общения. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка, а
в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного
образования игра рассматривается как важное средство развития дошкольника.
Детская игра является специальным видом
деятельности, который способствует формированию основ труда и обучения,
приводящих к значительным изменениям в психике и становлении личности ребенка.
В процессе игры ребенок постоянно сталкивается с
изменениями в окружающем пространстве, которые являются результатом его игры.
Это в свою очередь активизирует его потребность воздействовать на предметы
вокруг него и способствует развитию его интеллектуальных, моральных и волевых
качеств, которые определяют его будущую личность.
И конечно, игру можно назвать школой социальных
отношений, в которой дети должны проявить полученные ими знания и представления
об окружающем мире. Важно, чтобы игра была коллективной, и каждый ребенок был
вовлечен в нее. Он должен не только следовать своду правил коллективной игры,
но и желать играть в то, что хочет вся группа. Играющий дошкольник не только
учится понимать других, устанавливать отношения, договариваться и делиться
идеями и мыслями, но также выражать свои эмоции и сопереживать.
В процессе игры ребенок получает многие необходимые
для жизни навыки, поэтому игра становится для него своеобразной школой жизни –
постоянным тренингом. И здесь, особенно
важным аспектом этого процесса является продуктивное общение со
сверстниками. Именно в коммуникациях с другими детьми, дошкольник получает
бесценный опыт, который определяет его отношения с коллективом во взрослой
жизни. Особое значение в практике работы детского сада уделяют ролевым и
сюжетно–ролевым играм, где главным становится личностный и межличностный
подход, психология отношений. Именно в таких играх ребенок примеряет на себя
разные роли, копирует отношения и действия взрослых, а сюжеты он находит в
окружающем мире.
В ролевых играх малыш формируется
как самостоятельная личность, где в процессе общения со сверстниками, он учится
оказывать помощь, проявлять чуткость и внимание, заботиться, проявлять
фантазию. При чем, по мере взросления, ребенку все больше нравится общаться со своими
сверстниками.
Так постепенно формируется одна из
основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста -
коммуникативная, которая лежит в основе других компетенций.
И здесь необходимо отметить, что
такая проблема, как замена игры на другие виды деятельности может тормозить
развитие общения как со сверстниками, так и взрослыми, негативно влияет на
эмоциональный интеллект ребёнка, формирование коммуникативной компетенции.
Поэтому важная задача воспитателя детского сада становится создание игровой
среды, где каждый ребенок имеет свою
роль, проявляет свои способности, активность - становится созидателем, получает
творческие результаты. Но, конечно, это при условии, что содержание игры
соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка.
Следующей задачей педагога детского сада является
организация единого игрового пространства: детский сад - семья, чтобы дети
могли играть дома, учитывая, что современным родителям сложно найти время на
игру. Такой подход помогает дошкольнику учиться подчинять свои внутренние
желания определенным требованиям, заданным в саду, развивает при этом
дисциплинированность, ответственность, силу воли.
Путем участия в разных играх, дошкольники усваивают
социально-нравственные нормы, развивают навыки взаимодействия, учатся
контролировать свое состояние и эмоции. Они приобретают первоначальный опыт
общения, который с годами будет развиваться и обогащаться.
Игра как искра запускает тонкие процессы
«образования» человека: самосовершенствование, саморазвитие, выстраивание
духовных ценностей, понимание своих сильных и слабых сторон, профессиональную
ориентацию.
И происходит то самое чудо, что
дает ребенку игра как уникальный сквозной механизм: постоянную мотивацию стать
лучше, а значит - успешнее и счастливее в будущем.
Список использованной литературы.
1.
Рукавицына В.В. Роль игровой деятельности в формировании творческих
способностей воспитанников ДОО. (Электрон. ресурс) URL: Образовательная
социальная сеть. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/01/13/rol-igrovoy-deyatelnosti-v-formirovanii-tvorcheskih.
( дата обращения: 21.09.23г).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. От 17 октября 2013 г. № 1155 ([Электр. ресурс) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 21.09.23г).