23.11.2023
Актуальной
проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного
возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического
развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Мелкая моторика
рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами
сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие
(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память,
речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей
и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также
выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мышление ребенка находится на кончиках
его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи,
мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок
мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень
многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем
лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему
его миру!
Ученые, которые изучают
деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи
детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений
пальцев рук.
Для развития мелкой
моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
1. Пальчиковые игры -
это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их
единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием
«пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления,
внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную
выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь
делается более выразительной.
2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой
моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему
интересным семейным увлечением.
3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих
моторику рук у детей.
4. Игры с песком, крупами, бусинками и
другими сыпучими материалами - их можно
нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками
или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую
бутылку с узким горлышком и т.д.
Кроме того, для развития мелкой моторики
рук можно использовать:
· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки
усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции -
раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
· рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски
или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для
того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима,
для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих
игрушек тоже невозможно недооценить.
застёгивание пуговиц,
«Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Систематическая работа в данном
направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть
приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,
меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма