01.02.2020
19.12.2021
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, семье, Родине, бережное отношение к природе постоянно осуществляется на музыкальных занятиях, а атмосфера праздников и развлечений помогает ярко выплеснуть детские эмоции.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, в которой они живут.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.
В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, музыка А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, музыка Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата, происходит знакомство детей с песнями тех времён. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания с педагогами и музыкальными руководителями дадут ощутимые результаты: музыка прочно войдет в быт детей, займет значительное место в их жизни.
09.06.2021
Взаимодействие музыкального руководителя с
педагогическим коллективом и семьей.
Основная задача музыкального
руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить
понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности,
формировать нравственно-эстетическое
отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.
Музыкальный руководитель
дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом – исполнителем
и педагогом – музыкантом. Знание психолого-педагогических особенностей детей и
закономерностей воспитательно-образовательной работы в детском саду помогает
эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно
формировать музыкальные способности
ребенка. Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении
многообразна. Это, прежде всего, организация и проведение музыкальных занятий в
соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.
Выполняя воспитательные
функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими,
коммуникативными и конструктивными способностями, вести работу по
самообразованию, повышению исполнительского мастерства, приобретению новых
знаний, аналитическому восприятию собственной деятельности.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном
взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые
ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях.
Поэтому важно заинтересовать
родителей, сделать их союзниками в работе по музыкальному воспитанию детей.
Взаимодействие ребенка и родителей – актуальный
вопрос в современном обществе, безусловно, внутрисемейные отношения к ребенку родителей
оказывают прямое влияние на становлении внутреннего мира растущего человека. Поэтому взаимодействие семьи и
специалистов дошкольного учреждения
является одной из первостепенных задач.
Формы взаимодействия музыкального руководителя
и педагогического коллектива ДОУ включают:
- индивидуальные и групповые консультации, в
ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми,
музыкально-воспитательная работа в группах, используемый на занятиях
музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ,
осуществляется работа по усвоению и развитию музыкально-исполнительских умений
воспитателей.
- проведение вечеров досугов и развлечений с
последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего
педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.
Воспитатель располагает большими
возможностями приобщения детей к музыке и только тесный педагогический контакт музыкального
руководителя и воспитателя даст положительный
результат при проведении музыкальных занятий.
Навыки и умения, полученные детьми
на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и
во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении
дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к
рассказу, сказке. Воспитатель должен
осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями
образовательного процесса.
Большое значение имеет создание
условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их
собственной инициативе – музыкальной зоны, атрибутов, пособий,
музыкально-дидактических игр.
Таким образом, основные вопросы
музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель,
а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются
единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка, как
главного объекта педагогических отношений.
Работа по
привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании детей предполагает
несколько этапов:
- знакомство
с родителями: на данном этапе устанавливаются доверительные отношения;
-
педагогический мониторинг: знакомство с
жизнью семьи, ее интересами, проблемами; на данном этапе проводится
анкетирование и диагностика детей;
- формирование установки на сотрудничество:
знакомство родителей с результатами диагностирования детей, выявления проблем и
пути их решения;
-
педагогическая поддержка и помощь: проводятся
групповые и индивидуальные консультации, даются рекомендации, проводятся
открытые занятия;
- организация
совместных мероприятий: привлечение родителей к участию в различных видах
деятельности совместно с детьми.
Наибольшая результативность проявляется в ходе
использования таких форм работ, как:
-
проведение совместных с родителями праздников, развлечений, семейных гостиных,
конкурсов;
- изготовление
совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;
-
совместное посещение концертов;
-
организация совместных детско-родительских проектов;
-
привлечение родителей к участию детей в
районных мероприятиях;
-
приглашение учащихся музыкальных школ – выпускников детского сада;
-
выступление на родительских собраниях.
Заинтересованность родителей к музыкальной
деятельности в ДОУ, повышает у детей интерес к музыке, способствует развитию
традиций домашнего музицирования,
оказывает положительное влияние на мотивационную сферу
музыкально-образовательной деятельности.