Финогенова Лариса Васильевна - музыкальный руководитель

01.02.2020

Высшая квалификационная категория

Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду. Тема: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

19.12.2021

        


Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, семье, Родине, бережное отношение к природе постоянно осуществляется на музыкальных занятиях, а атмосфера праздников и развлечений помогает ярко выплеснуть детские эмоции.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, в которой они живут.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.

В ряде случаев можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.  В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, музыка А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, музыка Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата, происходит знакомство детей с песнями тех времён. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания с педагогами и музыкальными руководителями дадут ощутимые результаты: музыка прочно войдет в быт детей, займет значительное место в их жизни.

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей.

09.06.2021

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей.

 

 

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать  нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемому.

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом – исполнителем и педагогом – музыкантом. Знание психолого-педагогических особенностей детей и закономерностей воспитательно-образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать  музыкальные способности ребенка. Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это, прежде всего, организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями, вести работу по самообразованию, повышению исполнительского мастерства, приобретению новых знаний, аналитическому восприятию собственной деятельности.

         Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях.

Поэтому важно заинтересовать родителей, сделать их союзниками в работе по музыкальному воспитанию детей. Взаимодействие ребенка и родителей – актуальный  вопрос в современном обществе, безусловно,  внутрисемейные отношения к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становлении внутреннего мира растущего человека.  Поэтому взаимодействие семьи и специалистов  дошкольного учреждения является одной из первостепенных задач.Хочу такой сайт

          

Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:

- индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, используемый на занятиях музыкальный репертуар, вопросы организации музыкальной среды ДОУ, осуществляется работа по усвоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей.

- проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке и только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный  результат при проведении музыкальных занятий.

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке.  Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями образовательного процесса. 

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе – музыкальной зоны, атрибутов, пособий, музыкально-дидактических игр.

Таким образом, основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка, как главного объекта педагогических отношений.

         

 

 
                                           

 

         

Работа по привлечению родителей к участию в музыкальном воспитании детей предполагает несколько этапов:

- знакомство с родителями: на данном этапе устанавливаются доверительные отношения;

- педагогический мониторинг:  знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами; на данном этапе проводится анкетирование и диагностика детей;

-  формирование установки на сотрудничество: знакомство родителей с результатами диагностирования детей, выявления проблем и пути их решения;

- педагогическая поддержка и помощь: проводятся  групповые и индивидуальные консультации, даются рекомендации, проводятся открытые занятия;

- организация совместных мероприятий: привлечение родителей к участию в различных видах деятельности совместно с детьми.

Наибольшая результативность проявляется в ходе использования таких форм работ, как:

- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, семейных гостиных, конкурсов;

- изготовление совместно с родителями нетрадиционных музыкальных инструментов;

- совместное посещение концертов;

- организация совместных детско-родительских проектов;

- привлечение родителей к  участию детей в районных мероприятиях;

- приглашение учащихся музыкальных школ – выпускников детского сада;

- выступление на родительских собраниях.

Заинтересованность родителей к музыкальной деятельности в ДОУ, повышает у детей интерес к музыке, способствует развитию традиций  домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности.

                        
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».