ИГРА КАК СПОСОБ ОБЛЕГЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
16.09.2025
Аннотация: В
статье рассматривается значение игр и игровых упражнений для успешной адаптации
детей раннего возраста к условиям ДОО, их примеры. Автор акцентирует внимание
на принципах организации игр и роли родителей в положительном исходе процесса
адаптации в целом.
Ключевые слова: адаптация,
игра, индивидуальный подход, социализация.
Период адаптации является одним из самых
сложных для детей, которые посещают детский сад. Безусловно, помочь малышу
привыкнуть к новым условиям должны как его родители, так и воспитатели группы,
которую он начал посещать. Ребёнок попадает в незнакомую обстановку, начинает
взаимодействовать с новыми детьми и взрослыми, привыкает к правилам дошкольного
учреждения и даже к питанию. Естественно, такое количество новых данные
зачастую вводит ребёнка в состояние стресса. Безусловно, это нормальная реакция
на всё происходящее.
К счастью, современная педагогика
предлагает воспитателям большое количество игр, игровых упражнение и форм
адаптационной работы с детьми раннего возраста. Для облегчения синдрома
адаптации у детей 2-3 лет эффективны игры, которые помогают установить контакт,
освоить социальные нормы и снять напряжение. Так, полезны игры с приветствиями
и прощаниями («Привет! Пока!»), где ребенок учится взаимодействовать с
педагогом. Также подойдут игры на мелкую моторику и координацию («Стучит кулак
о кулак», «Ладушки»), игры на развитие речи и звукоподражание («Нно-нно»
лошадки), а также подвижные игры вроде «Прячем мишку» для развития ориентировки
в пространстве и игр на меткость, например, с мячом.
Конечно, педагогу нужно проявить
индивидуальный подход к детям, обратить внимание на ведущие адаптационные
потребности детей (запомнить имена ребят в группе, привыкнуть к обстановке, не
бояться взаимодействовать с новыми взрослыми и детьми и т.д.), учесть их
интересы, особенность развития. Исходя из этих данных, нужно подобрать наиболее
эффективные игры и игровые упражнения, которые привлекут внимание ребёнка и
замотивируют его на участие в них.
Регулярное применение игр и игровых
упражнений на адаптацию, позволит:
·
создать благоприятную атмосферу в
групповом коллективе;
·
снять эмоциональное напряжение у детей;
·
снять мышечное (физическое) напряжение у
детей;
·
развить первичные навыки взаимодействия и
совместной работы.
Главными принципами организации данных игр
являются:
·
добровольность участия (ребёнка нельзя
заставлять играть, его нужно заинтересовать, мягко привлечь к игре);
·
педагог участвует в игре наравне с детьми,
чтобы показывать на собственном примере, что она является безопасной,
доброжелательной, интересной, простой;
·
периодическое повторение игры (дети
запоминают правила, знают, что влечёт за собой участие, расслабляются,
чувствуют себя комфортно во время игры).
Хорошо известно, что семья воспитанников
также может помочь ему адаптироваться в новых условиях. Для этого воспитателю
необходимо вести просветительскую работу с родителями, рассказывая им о
тонкостях периода адаптации, необходимости поддержки малышей в этот период,
обеспечении их знаниями об играх, которые помогут преодолеть этот непростой
период. Можно использовать разные формы взаимодействия с семьями дошкольников:
беседы, родительские собрания, семинары – практикумы, совместные досуги,
развлечения, праздники и т.д.
В заключение хочется подчеркнуть, что
адаптация – это довольно сложный процесс для ребёнка как психологический, так и
физический. Воспитателю необходимо приложить большое количество усилий, чтобы
помочь ребёнку пройти его быстро и безболезненно. От успешности периода
адаптации зависит дальнейшее отношение ребёнку к детскому саду и времени, проведённого
в нём. Успешная адаптация поможет дошкольнику наслаждаться атмосферой детского
сада, завести множество друзей, полюбить воспитателя и других педагогов ДОУ.
Иными словами, успешно социализироваться.
Список использованных источников:
1.
Долженко, Е.А. Адаптация детей дошкольного
возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и
родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные
игры / Е.А. Долженко. - М.: Учитель, 2021.
2.
Лапина, И. В. Адаптация детей при
поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение / И.
В. Лапина. - М.: Учитель, 2021.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.09.2025
Дата обновления: 16.09.2025
Дата публикации: 16.09.2025