ИГРА КАК СПОСОБ ОБЛЕГЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

16.09.2025

Аннотация: В статье рассматривается значение игр и игровых упражнений для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, их примеры. Автор акцентирует внимание на принципах организации игр и роли родителей в положительном исходе процесса адаптации в целом.

Ключевые слова: адаптация, игра, индивидуальный подход, социализация.

Период адаптации является одним из самых сложных для детей, которые посещают детский сад. Безусловно, помочь малышу привыкнуть к новым условиям должны как его родители, так и воспитатели группы, которую он начал посещать. Ребёнок попадает в незнакомую обстановку, начинает взаимодействовать с новыми детьми и взрослыми, привыкает к правилам дошкольного учреждения и даже к питанию. Естественно, такое количество новых данные зачастую вводит ребёнка в состояние стресса. Безусловно, это нормальная реакция на всё происходящее.

К счастью, современная педагогика предлагает воспитателям большое количество игр, игровых упражнение и форм адаптационной работы с детьми раннего возраста. Для облегчения синдрома адаптации у детей 2-3 лет эффективны игры, которые помогают установить контакт, освоить социальные нормы и снять напряжение. Так, полезны игры с приветствиями и прощаниями («Привет! Пока!»), где ребенок учится взаимодействовать с педагогом. Также подойдут игры на мелкую моторику и координацию («Стучит кулак о кулак», «Ладушки»), игры на развитие речи и звукоподражание («Нно-нно» лошадки), а также подвижные игры вроде «Прячем мишку» для развития ориентировки в пространстве и игр на меткость, например, с мячом.

Конечно, педагогу нужно проявить индивидуальный подход к детям, обратить внимание на ведущие адаптационные потребности детей (запомнить имена ребят в группе, привыкнуть к обстановке, не бояться взаимодействовать с новыми взрослыми и детьми и т.д.), учесть их интересы, особенность развития. Исходя из этих данных, нужно подобрать наиболее эффективные игры и игровые упражнения, которые привлекут внимание ребёнка и замотивируют его на участие в них.

Регулярное применение игр и игровых упражнений на адаптацию, позволит:

·            создать благоприятную атмосферу в групповом коллективе;

·            снять эмоциональное напряжение у детей;

·            снять мышечное (физическое) напряжение у детей;

·            развить первичные навыки взаимодействия и совместной работы.

Главными принципами организации данных игр являются:

·            добровольность участия (ребёнка нельзя заставлять играть, его нужно заинтересовать, мягко привлечь к игре);Хочу такой сайт

·            педагог участвует в игре наравне с детьми, чтобы показывать на собственном примере, что она является безопасной, доброжелательной, интересной, простой;

·            периодическое повторение игры (дети запоминают правила, знают, что влечёт за собой участие, расслабляются, чувствуют себя комфортно во время игры).

Хорошо известно, что семья воспитанников также может помочь ему адаптироваться в новых условиях. Для этого воспитателю необходимо вести просветительскую работу с родителями, рассказывая им о тонкостях периода адаптации, необходимости поддержки малышей в этот период, обеспечении их знаниями об играх, которые помогут преодолеть этот непростой период. Можно использовать разные формы взаимодействия с семьями дошкольников: беседы, родительские собрания, семинары – практикумы, совместные досуги, развлечения, праздники и т.д.

В заключение хочется подчеркнуть, что адаптация – это довольно сложный процесс для ребёнка как психологический, так и физический. Воспитателю необходимо приложить большое количество усилий, чтобы помочь ребёнку пройти его быстро и безболезненно. От успешности периода адаптации зависит дальнейшее отношение ребёнку к детскому саду и времени, проведённого в нём. Успешная адаптация поможет дошкольнику наслаждаться атмосферой детского сада, завести множество друзей, полюбить воспитателя и других педагогов ДОУ. Иными словами, успешно социализироваться.

Список использованных источников:

1.          Долженко, Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / Е.А. Долженко. - М.: Учитель, 2021.

2.          Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение / И. В. Лапина. - М.: Учитель, 2021.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.09.2025

Дата обновления: 16.09.2025

Дата публикации: 16.09.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».