«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
14.10.2025
«Адаптация
детей раннего возраста к детскому саду»
Адаптацией принято называть процесс
вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
У детей в период адаптации могут
нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей
наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома
просился на горшок – в детском саду нет, дома кушал самостоятельно, а в детском
саду отказывается).
Выделяют
три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное
эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет
аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после
поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все
нормализуется.
При адаптации средней тяжести -
эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении
первого месяца после поступления он болеет, как правило ОРВИ.
Самой нежелательной является
тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень
медленно (несколько месяцев). В этот период ребенок переносит повторные
заболевания, проявляет стойкие нарушения поведения.
От
чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков
показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
1. Возраст ребенка. Труднее
адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После
2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни.
Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными,
хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных
условиях.
2. Состояние здоровья и уровень
развития ребенка. Здоровый и развитый ребенок легче переносит трудности
социальной адаптации.
3. Индивидуальных особенностей.
Дети одного и того же возраста по- разному ведут себя в первые дни пребывания в
детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение
взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение
ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за
игрой детей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны, без возражения
выполняют просьбы воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с
родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение
может продолжаться несколько недель.
4. Условий жизни в семье. Это создание
режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями,
формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение
играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать
себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для
его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к
условиям дошкольного учреждения.
5. Уровня тренированности
адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка
механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые
требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в
детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников,
знакомых, и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в
семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение
положительно относится к просьбам взрослых.
Показатели окончания периода
адаптации у детей являются: глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное
состояние; полное восстановление имеющихся привычек и
навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
Таким образом, адаптация у
каждого ребёнка проходит с соблюдением некоторых индивидуальных особенностей. Всем взрослым, которые окружают ребёнка в
этот период, необходимо помнить, что причиной изменений в поведении и общем
состоянии становится отнюдь не упрямство, а страх перед новым. Так же как и
взрослые, дети боятся, не умея контролировать свои реакции. А значит, задачи
родителей и педагогов - поддержать ребёнка на сложном пути
взросления.
А чтобы снизить напряжение ребенка
необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему
удовольствие. Это, в первую очередь, игра.
Уважаемые родители чаще играйте со
своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию
к детскому саду!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.10.2025
Дата обновления: 14.10.2025
Дата публикации: 14.10.2025