Бондарчук Елена Евгеньевна - воспитатель

12.12.2022

Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 23 года

Математическая викторина для детей подготовительной группы "Умники» и «Знайки»

10.11.2023

Математическая викторина для детей  подготовительной группы "Умники» и «Знайки»

Воспитатель: Бондарчук Е.Е.


Цели: доставить детям радость  и удовольствие от игры развивающей направленности

Обучающие:

  • Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Закрепить навыки пространственного ориентирования на плоскости;
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки;
  • Закреплять умение составлять и решать задачу
  • Закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание.
  • Закрепить умение расставлять нужные знаки сравнения

Развивающие:

  •  Развивать смекалку, воображение, логическое мышление;
  •  Развивать счётные навыки, способность производить действия в уме;
  •  Способствовать формированию расширенного кругозора;

Воспитательные:

  • Доставить детям радость от проведения совместных развивающих, интеллектуальных игр;
  • Развивать у детей доброжелательную атмосферу командной игры;
  • Развивать чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды;
  • Поддерживать интерес к играм с математическим содержанием;
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Обеспечивающий (раздаточный) материал:

  • Наборы цифр
  • Простые карандаши;
  • Счетные палочки и карточки с графическим изображением фигур;
  •  Цифры для детей и ведущего от 1 до 10;
  • Карточки с примерами на сложение и вычитание;
  • Карточки с примерами на сравнение;
  • Карточки с графическим изображением геометрических фигур для конкурса капитанов;
  • Картинки для составления задач
  • Математические пазлы
  • Картинки для составления «Динамической картинки»(ориентировка на листе)
  • Жетоны
  • Призы.

 

                                                 Ход викторины

Организационный момент

Ребята встали в круг, глазки проснулись, ушки проснулись. Теперь все встрепенулись, подтянулись, улыбнулись.

Вступление

Ребята, сегодня мы  поиграем с вами в одну очень интересную игру. Для этого мы с вами предварительно  поделились на 2 команды, выбрали капитанов и название команд. Игра называется  «Математическая викторина». Вы знаете, что такое викторина?  (ответы детей)

Правильно – это соревнования, в которых ведущий задает вопросы игрокам или  командам , а они  отвечают. Но я не случайно решила поиграть с вами в эту игру, а знаете почему? В понедельник, а кстати какой сегодня день недели? (четверг),  когда вы спали в тихий час, нам в группу принесли посылку и письмо от Сказочных Героев, которое я Вам сейчас зачитаю. Готовы слушать? (Зачитываю письмо). Не боитесь играть? (Ответы детей)

Тогда   команды построились в шеренгу, лицом друг к другу.

Команда №1 «Знайки»

Команда №2 «Умники»

Ребята, вы знаете, что каждая игра имеет свои правила, послушайте правила нашей викторины.

Правила викторины: внимательно слушать вопрос, советоваться с командой, по просьбе ведущего дать полный ответ на заданный вопрос. Запрещается подсказывать другой команде  и выкрикивать ответы. За правильный ответ каждая команда будет получать жетон. В конце игры мы посчитаем жетоны. Побеждает та команда, которая  наберет большее количество жетонов. За нарушение правил викторины команда будет оштрафована.(ведущий забирает один жетон.)

 

Итак, наша викторина начинается (команды стоят напротив друг друга).

Первый конкурс: «Разминка» А кто же его прислал?  Незнайка

Что же Незнайка нам прислал, давайте посмотрим. Задание.
Каждой команде предлагается по 6 вопросов, (вопросы в 2-х конвертах, конверты разыгрывают капитаны)

 

 

 

 

 

Вопросы команде «Умники»:

           1.Сколько дней в неделе (7);

           2.У кого из сказочных героев 3 головы? ( змей горыныч)

           3.Назовите  3 день недели ? (среда)

           4.Какое число стоит перед числом  8? (7)

           5.В какое время года птицы строят гнёзда? (весной);

           6.Как называется наш город? (Санкт –Петербург)).

 

Вопросы команде «Знайки»:

1.     Сколько месяцев в году (12);

2.     Сколько гномов повстречала Белоснежка? (7)

3.     Назовите 5 день недели? (пятница)

4.     Прибор для глажки белья (утюг);

5.     В какое время года птицы улетают на юг? (осенью);

6.     Какое число стоит после 9  (10)

 

Молодцы!  Победила команда …. получает жетон

 Продолжаем нашу викторину.
Команды занимают места за столами.

Второй конкурс Задание для этого конкурса прислал «Знайка» «Математический» Задачи и задания в стихах

Задание

Ребята, у вас на столах лежат цифры. Ведущая  будет задавать вопросы по очереди каждой команде, а вы должны будите выбрать цифру, соответствующую правильному ответу и поднять ее.

1. Команде «Знайки»

Ёжик по грибы пошел,

Десять рыжиков нашел,

Восемь положил в корзинку,

Остальные же – на спинку.

Сколько рыжиков везет

На своих иголках ёж? (2)

1.Команда «Умники»

Жили-были под дубочком

Десять  пухленьких грибочков.

Прискакал бельчонок вдруг –

И грибов не стало двух,

У кого ответ готов,

Сколько там теперь грибов? (8)

 

 

 

2.Команда «Знайки»

Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
шесть румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? ( 9)

2. Команде «Умники»

В хоре девять кузнечиков

Песни распевали

Вскоре пять кузнечиков

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов
Сколько стало голосов?

 

3.Команда «Знайки»

Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (7)

3.Команда «Умники»

К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
(7 – 3=4)

4.Команда «Знайки»

Варит отлично твоя голова:
Пять плюс один получается…(шесть).

4. Команда «Умники»

Вышел зайчик погулять,
Лап у зайца ровно…( четыре).

5.Команда «Знайки»

Ты на птичку посмотри:
Ног у птицы ровно… ( две).

5.Команда «Умники»

У меня собачка есть,
У нее хвостов аж… ( один).

6.Команда «Знайка»

Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две – всего…( пять).

6.Команда «Умники»

Над рекой летели птицы:

Голубь, щука 2 синицы.

Сколько птиц ? Ответь скорей ? (3)

Молодцы!  Команда получает жетон

Третий конкурс Задание к этому конкурсу прислал художник Карандаш «Составь задачу по картинке и реши ее» Он для вас нарисовал 2 картинки.

 А  задание  такое

По картинке каждая команда составляет задачу для другой команды.

 Оценивается умение составлять и решать задачу (картинки).

   

Физминутка  под музыку «Пяточка носочек»

Четвертый конкурс- игра  «Назови соседей» , а прислала это задание «Золушка» , только она могла сшить такой красивый мешочек

Из чудесного мешочка  достаю бочонок с числом  дети должны  назвать соседей этого числа

Пальчиковая гимнастика

 

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

Пятый конкурс «Поставь знак «+» «-» и прочитать  равенство «Вовка из тридевятого царства»

Вы получаете карточки с математическими примерами, в которых надо поставить знак «+» или  «-«

Самопроверка  Дети меняются листочками и проверяют друг друга.

Команды получают жетон

Шестой «Расставить  знаки  «больше» «меньше» или «равно» и прочитать неравенство 

ЗАДАНИЕ Детям предлагаются карточки с нарисованными звездами. На каждой звезде написана пара цифр. Между цифрами, нужно правильно расставить знаки сравнения. Дети вписывают простым карандашом знаки «больше», «меньше» или «равно» между цифрами.Хочу такой сайт

Самопроверка .Дети меняются листочками и проверяют друг друга.

Команды получают жетон

Игра (физминутка)«Синхронное плавание» («Умение Ориентироваться в движении (пространстве»))

Участники  стоят  на одинаковом расстоянии  друг от друга .Воспитатель дает инструкцию по передвижению, иногда  изменяя их направление относительно друг друга.

Все сделали шаг вперед, Шаг вправо, два  влево, Повернулись на право, сделали  шаг назад и т.д.

Седьмой конкурс «Кто быстрее?»  (игровое задание со счетными палочками) Задание прислал Карлсон

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

 2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).

 4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).

 5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).

 6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).

 8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).

Восьмой конкурс «Математические пазлы» (счет от 1 до 20 и обратно)

Дети складывают пазлы. Если вы соберете  полоски по порядку то у вас получатся 2 картинки

Молодцы. Вы справились со всеми заданиями  и наша игра  подошла к концу

 Понравилось вам игра , а я делаю вывод что вы готовы  к школе.

И в заключении нашей игры , постройте мне пожалуйста «Школу в которой вы бы хотели учиться.

Дети подходят к столам и конструируют .

Затем строятся в колонны.  Ребята , вы все молодцы. Но по количеству жетонов победила команда  …….

И сказочные герои прислали не только задания к викторине а еще и награды.

 Награждение.

Мы тоже сделаем подарки героям , нарисуем их, и отошлем заказным письмом.

Молодцы . отдыхайте.

Большое спасибо всем

До свидание.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

10.09.2021

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

 

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

М.Монтель

 

Дошкольным возрастом, согласно наиболее распространенной в отечественной психологии периодизации психического развития Д.Б.Эльконина, считается возраст ребенка от 3 до 7 лет.

Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н.Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики человека. Ведущая деятельность в дошкольный период – это игра. Игра является для ребенка главным способом освоения мира. Отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка – на формирование его внимания, памяти, воображения, мышления. В социальном аспекте игра является формой усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это не только любимое и главное, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Игры используются в образовательной деятельности, в свободное время дети играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я Михаленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, физического).

А.В. Луначарский отмечал особое значение игры в развитии детей: «Неправда, будто игра несерьезна. Для ребенка серьезна любая игра. Ибо, играя, он живет. Он только тогда и живет, только тогда и упражняется, только тогда растит душу и тело, когда играет».

К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит пока недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию дети усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств. Игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога. Усвоение знания об окружающей среде и о самом себе, развитие высших психических функций, овладение нормами поведения, приобретенных умений, навыков, привычек – все связано с игрой. Ведь только играя ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника и нередко гармоничность психомоторного развития детей дошкольного возраста определяется нормальным развитием его игровой деятельности.

 

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

01.12.2021

 

       Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

       Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

   Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

Игровые:
— «Игра-путешествие в подводное царство»;
— сюжетно-ролевая игра «Театр»;
— игра «Строим город будущего»;
— «Путешествие в древний мир»;
— «Строим сказочный снежный городок».

Творческие:
— осенний (весенний, зимний) вернисаж;
— музыкальная сказка (по выбору);
— настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);
— «Веселая ярмарка»;
— создание фильмотеки рисованных диафильмов;
— фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные;
— журнал «Почемучка»;
— «Путешествие в Царство Математики»;
— конкурс «Моя родословная»;
— «Красная Книга» (создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц).

      По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

  

     Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

      Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;
— «Путешествие в подводное царство»;
— «Путешествие на Луну»;
— «Гомеопатическая аптека»;
— «Зоологический магазин»;
— «Зоопарк» и т.д.

     На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.  К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

     Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

      Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мышечная релаксация для детей младшего дошкольного возраста

05.10.2020

Мышечная релаксация для детей младшего дошкольного возраста.

                                                                          Бондарчук Елена Евгеньевна

 

«Вам надо расслабиться» – именно так называется один из трудов американского физиолога и психиатра Эдмунда Джейкобсона, увидевший свет в тридцатых годах двадцатого века.  Джейкобсон  выдвинул предположение, что наше тело реагирует на стресс посредством мышечного напряжения. Это напряжение, в свою очередь, усугубляет тревогу и стресс, в результате чего возникает порочный круг. Он предположил, что мышечная релаксация снижает напряжение и оказывается несовместимой с тревогой.   

Дети, живущие в современном мире, получают большое количество информации, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. При эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

 Релаксационная техника— это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Можно выделить две группы релаксационных упражнений:

1. Упражнения, направленные на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением. Эти упражнения задействуют отдельные группы мышц и могут быть использованы в комплексах утренней гимнастики, как физминутки на занятии, в любом режимном моменте в течение дня.

Например: на занятиях по художественно-эстетическому развитию может быть использовано упражнение на расслабление мышц рук «Лимон»:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю -

сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

 Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение другой рукой.

2. Мышечная релаксация по представлению. Эти упражнения способствуют расслаблению всех групп мышц, а также развитию воображения. Проводятся один раз в день после прогулки.

Например: «Спящие котята».

Особенности выполнения релаксационных упражнений детьми младшего дошкольного возраста: - Время выполнения одного упражнения не более 2-3 минут. - Большинство упражнений направлено на расслабление определенных групп мышц. - Релаксация включает в себя как  выполнение одного упражнения, так и комплекса из 3-4 упражнений на разные группы мышц. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».