15.09.2022
"Особенности
речевого развития детей раннего возраста"
В раннем возрасте
быстро растёт пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам
ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя
окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения
взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок
активно познаёт мир вещей, манипуляция с предметами для него – наиболее
значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только
совместно с взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребёнка,
понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и
речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и
явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит
за пределы, непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная
работа – взрослые должны этому специально научить. Ребёнок может воспринимать
небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.
Интенсивно развивается
и активная речь: растёт активный словарь (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество
понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К
трём годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения
первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект
и его действия («мама готовит»), действие и объект действия («дай булку», «хочу
конфету») или действие и место действия («телефон там»). К трём годам
усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции
родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы
предложений.
Главным средством
развития речи ребенка является общение его с взрослыми и речь взрослых.
В овладении речью
решающее значение имеют два фактора: развитие потребности в речевом общении и
подражание. В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают
самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не
развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него
самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям. Развитие речи ребенка 2
лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите
этот период.
Чтобы речь малыша
полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь является
важнейшей социальной функцией, для ее развития одних биологических предпосылок
недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике
взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Речевая активность
ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его
общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но
и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам
задаёт вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со
сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребёнка, поэтому такие
диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
1. Развитие речи связано не только непосредственно с
общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению
предметов;
2. Формируется активная речь, которая становится
средством общения с взрослыми и сверстниками;
3. Формируется регулирующая функция речи, когда
ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
4. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из
контекста ситуации, в которую включены собеседники;
Возникает описательная речь;
1. Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на
взрослого;
2. Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с
окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания,
требования, предложения, желания;
3. Формируется слушание и понимание литературных
произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает
усвоить социальный опыт.
Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит
художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они
обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному
слову и родному языку. Стихи, потешки,
прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей.
Хочу
поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в
своей работе по развитию речи:
Дыхательные
упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания.
1.«Подуем на снежинку» - вырезать из салфетки тонкую
и легкую снежинку; положить на ладонь ребенку; ребенок дует, чтобы снежинка
слетела с ладони.
2. «Бабочка летает» - сделать совместно с ребенком
бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.); привязать
нитку, ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик» - налить в таз или ванну
воду, положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Подвижные
игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие
подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие
их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра
нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например,
подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору»,
«Лохматый пес», «Кот Васька».
Игры
– подражания с речевым сопровождением. Цель: упражнять детей в
отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!», Наши
гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!» Наши
курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано
поутру, Нам споет «Ку-ка-ре-ку».
Игры
с массажными мячами.
Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
Неповторима прелесть
первых детских слов! Проходят годы, ребенок подрос, но не забываются первые
произнесенные слова, такие дорогие родительскому сердцу. Пусть ваш ребенок
говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут
вам не только пользу, но и удовольствие!