Крицкая Ольга Викторовна - воспитатель

01.10.2020

Высшая квалификационная категория

Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»

17.09.2021

Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»

 

Автор: Крицкая Ольга Викторовна

 

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении дошкольных учреждений. [2]

 Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду. Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью, красочностью, условностью, стилизованностью образцов, составляющих узор или орнамент.

Вопросом ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Т. Н. Доронова, Н.Б.Халезова, Т.В.Черных, Т.Г.Казакова и др. [3]

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.

Изучив современные исследования проблемы влияния народной игрушки на развитие детей пришли к выводам, что в настоящее время познание ребенком достижений народной культуры является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. Именно поэтому исследования по вопросам приобщения детей к народной культуре (А.Г. Ахтян, Н.Ю. Баран, А.И. Деньшина, Р.Г. Казаковой, А.Е. Писаревой, А.П. Усовой, К.Д. Ушинский, Е.И. Широковой и др.) раскрывают возможности познания детьми духовных истоков бытия, возрождая связь времен, направляя ребенка на познание истоков народной культуры и духовного мира общества, в котором он проживает. [3]

Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы.

Развивать патриотизм у детей надо с раннего детства. Педагог должен пробудить в ребенке, а не навязать ему чувство любви к Родине. К нам постепенно возвращается национальная память. Воспитатель и родители должны помочь ребенку узнать, полюбить, ощутить гордость за свою страну. Уже с раннего детства надо приобщить детей к народной культуре.

В народном искусстве заложены большие воспитательские возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Надо целенаправленно работать по воспитанию детей на материале народного искусства. В разных видах воспитательно - образовательной работы с детьми в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности, в различных моментах жизни детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Народное изобразительное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к «профессиональному искусству» природе, окружающей действительности.

Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить так же, как песня, которую пели еще прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой. [4]Хочу такой сайт

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы - матрешки …мал мала меньше - чем не забава спрятать всех в одну? Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада жизни, где каждой вещи - свое место, каждому делу - свой срок, старости - уважение и почет, младости - заботу и ласку.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно- прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. [4]

Таким образом, возможно и необходимо приобщение дошкольников к национальной культуре к русской народной игрушке посредством знакомства с искусством дымковских народных мастеров при следующих условиях:

·                   Последовательного ознакомления с народной игрушкой посредством приобщения к искусству дымковских народных мастеров;

·                   Обогащение эстетического и познавательного опыта детей в процессе приобщения к народному искусству;

·                   Развитие эстетического восприятия и художественной деятельности за счет ознакомления с русской народной игрушкой;

·                   Формирование интереса к искусству дымковских народных мастеров.

Например, реализовать проект "Русские народные традиции» для детей 3-4 лет

Описание: данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста. Цель проекта: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами - народными традициями, русской народной игрушкой, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора. Ожидаемый результат: в ходе реализации данного проекта мы предполагали, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы у детей сформируется интерес к народным традициям, бережное отношение к народному искусству.

Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организации методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.

 

Литература:

1.     Вершинина, Н. Знакомство с декоративно-прикладным искусством в процессе дидактических игр [Текст] /Н.Вершинина, О.Горбова. // Дошкольное воспитание. -2014. -  №9.

2.     Грибовская, А.А  Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием [Текст] / А.А.Грибовская. // Дошкольное воспитание.- 2004.  - №10.

3.     Дронова, О.О. Влияние орнамента на выразительность рисунка [Текст] / О.О.Дронова. // Дошкольное воспитание. - 2006.- №6.

4.     Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] /Т.Г.Казакова. – М., 2018.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».